Можно с уверенностью утверждать, что если бы кокаин не был создан, многое в боксе, особенно в 80-е годы, сложилось бы иначе. С другой стороны, если бы его не существовало, боксеры нашли бы другие способы усложнить свою жизнь и карьеру. Крайне сомнительно, что люди, связавшиеся с кокаином, не увлекись они им, посвятили бы себя воспитанию детей-инвалидов.
В то же время, боксеры способны были более осознанно управлять своими пороками и карьерой, пока использование кокаина не получило широкого распространения. Боксеры потребляли алкоголь, курили, играли в азартные игры, дебоширили, и занимались бог знает чем еще, но все же могли сохранить свою карьеру на плаву. Однако не так много бойцов смогли слишком долго оставаться на вершине пристрастившись к кокаину. Раньше или позже, кокаин стремительно и необратимо приближал финал спортивной карьеры.
В 70-е годы кокаин воспринимался более легко, как непримененный атрибут непринуждённого веселья в кругу друзей. Всё ужасно быстро поменялось десятью годами позже. В 80-е годы, кокаин стал ассоциироваться с возникновением и распространением пороков, поражающих городскую жизнь, и разрушающих судьбы людей. Бокс стал микрокосмом этой трансформации, и хотя эпидемия увлечения крэком закончилась, она оставила прочное наследие в этом виде спорта.
Итак, как бы изменилась в отсутствие кокаина история бокса в 80-х и 90-х годах?
Супертяжелый дивизион.
Оглядываясь назад, можно сказать, что распространённость кокаина в 80-е годы значительно больше помогла Ларри Холмсу, оставаться чемпионом, даже чем его отточенный джеб. Один многообещающий соперник за другим выдёргивали землю из-под ног своей собственной карьеры, связываясь с перхотью дьявола.
Леон Спинкс: Олимпийский чемпион 1976 года Спинкс из чемпиона мира в супертяжёлом весе без видимой причины и довольно быстро скатился до уровня худших из тяжеловесов. Был ли он чемпионом-однодневкой? Возможно. Но его безумный образ жизни не позволил ему дольше остаться на топ-уровне. Если бы он оставался в стороне от наркотиков (если он когда-либо был чист от них), то мог бы выиграть матч-реванш у Али и, возможно, доставить Холмсу больше сложностей в их бою.
Майкл Доукс: Уже до того, как он достиг как боксёр высокого уровня, Доукс глубоко увяз в кокаине. Он стал одним из величайших "А что если бы..." в истории бокса. Один из самых быстрых тяжеловесов своей эпохи, Доукс всё испортил благодаря кокаину. Можно проиллюстрировать степень связи этого боксёра с кокаином тем примером, что когда Доукс был задержан с килограммом наркотиков его собственный адвокат признавал, что Майкл Доукс покупает кокаин также обыденно, как обычный человек покупает картофель. Помня о том, как опустошенный наркотиками Доукс устроил ад в ринге молодому Холифилду прежде чем проиграть их увлекательный поединок поневоле задаёшься вопросом "Интересно, что могло быть?".
Пинклон Томас: Одаренный природными данными Томас долгое время являлся наркоманом, поэтому, возможно, его падение было довольно предсказуемо для близких ему людей. Имея джеб приличного уровня Томас в свое время всерьез рассматривался как наследник Холмса. Самонадеянность и безразличное отношение к себе вскоре забрали всю его решимость и за несколько лет он от чемпиона мира стал ступенью для других боксёров стремящихся стать чемпионом.
Джерри Куни: Несмотря на принятый ущерб, ему удалось дать Ларри Холмсу очень тяжелую ночь в 1982 году. В 25 лет он, возможно, мог бы восстановиться. С кувалдой на левом крюке, сконцентрированный на боксе Куни мог оставаться опасным в течение многих лет. Он мог получить матч-реванш с Холмсом, стать серьезным испытанием для Майкла Спинкса или даже попал бы в бой-лотерею с Майком Тайсоном.
Тони Таббс: Он был способен боксировать как сам дьявол. Таббс был фантастическим бойцом со скоростью, мощью и ловкостью. Но несмотря на то, что он время от времени демонстрировал отличную форму, изнурительное пристрастие к кокаину, которое и долгое время после ухода в отставку не было им отторгнуто, застопорило его карьеру. Он стал лишь частью того, кем мог бы стать.
Джон Тейт: Возможно, Майк Уивер в 15-м раунде их захватывающего дух титульного боя, показал способ, как победить Тейта. Тем не менее, молодой Тейт, несомненно, смог бы вернуться после этой неудачи. Обладая отличными физическими данными и хорошим любительским опытом, Тейт, не имей он проблемы наркотиков, мог бы заработать куда больше денег в 80-е годы, нежели это у него получилось фактически.
Оливер Макколл (90-е): Один из самых природно прочных тяжеловесов всех времен, обладающий навыком одноударного нокаута. Разница в производительности МакКолла времён первого боя с Ленноксом Льюисом и второй битвы с ним же ярко показывает, как негативные эффекты препаратов отразились на его карьере. Но все же, даже в период полного своего упадка, он выдерживал лучшие удары Леннокса. Если бы он сумел победить своих демонов, то мог бы стать топом в тяжелом весе на долгие годы. Вероятно, он мог бы получить шанс на возвращение против Тайсона и заработать миллионы. Кто знает, вполне возможно на месте Лаймона Брюстера нокаутировавшего Владимира Кличко, мог бы оказаться Макколл. Мы никогда этого не узнаем.
Давайте посмотрим на других бойцов, чьё потребление кокаина повлияло на историю бокса. Разделение по дивизионам, которое легко провести с тяжеловесами, было бы не слишком удобным для более низких категорий, так что просто приведем индивидуальный анализ карьер некоторых бойцов из огромного количества замеченных в употреблении кокаина.
Эстебан де Хесус: Первый боксёр-профессионал, который победил Роберто Дюрана и имел карьеру обеспечившую место в Зале славы бокса. Его навыки претерпели непоправимый ущерб в связи с активным употреблением наркотиков, которое началось в 70-х годах и в конечном итоге привело к смерти боксёра. Ему исполнилось 28, когда начались 80-ые, и он мог остаться солидной величиной в первом полусреднем весе. Лучше сохранившийся Де Хесус мог быть достаточно конкурентоспособным против Бенитеса или Прайора. Вместо этого он пошёл на спад не прожив и двух с половиной десятков лет. Могло ли употребление им наркотиков помешать ему стать признанно великим на все время? Такое вполне возможно.
Шугар Рэй Леонард: Он связался с наркотиками во время вынужденного перерыва в карьере из-за отслоения сетчатки. Трудно сказать, что наркотик действительно помешал его карьере. В конце концов, ему все же удалось достичь очень многого. Возможно, будучи более сконцентрированным на боксе Леонард, вернулся бы раньше. Может быть, он был бы в лучшей форме в бою после возвращения с Кевином Ховардом - поединке, в котором Леонард побывал на канвасе и был вынужден после поединка снова прервать карьеру. Без его проблемы с кокаином, может быть, мы получили бы Леонард-Хаглер несколькими годами ранее, и, возможно, траектория карьеры Леонарда приняла бы совершенно другой курс.
Аарон Прайор: одна из известнейших жертв кокаина в истории спорта. За несколько коротких лет из одного из лучших боксёров он практически стал спотыкающимся бомжом. Хотя возможно, что употребление наркотиков Прайором пришлось на конец его карьеры, вполне вероятно, что он упустил несколько крупных боев из-за этого. Бой с Леонардом мог быть проведён, но этого так и не случилось. Он мог бы переместиться в перспективный полусредний вес середины 80-х. Мало кто будет возражать против того, что боем, вызвавшим широкий ажиотаж, мог стать поединок Прайора с молодым Дональдом Карри. Ничего из этого не случилось. Вместо этого мы увидели, как Прайора разрушил кокаин и победил безвестный дотоле Бобби Джо Янг.
Алексис Аргуэлло: Достаточно было бы констатировать, что наркотик нанес большой урон карьере Аргуэлло. Несомненно, он мог бы закончить свою карьеру гораздо более изящно, если бы не проблемы с кокаином. С уходом Прайора, сосредоточенный на боксе Аргуэлло мог бы всё же стать чемпионом мира в 140 фунтах, по меньшей мере на короткое время. После Прайора этот вес был довольно посредственным, и лучше сохранившийся Аргуэлло мог бы добиться здесь ещё одной или двух значимых побед. Что еще более важно, возможно, он бы избавился от некоторого психологического ущерба, который заставил его в конечном итоге свести счёты с жизнью.
Уилфред Бенитес: Боец, который в отличие от многих других, сумел добиться очень продуктивного пребывания на вершине, прежде чем стал жертвой кокаина. К тому времени, как он попал на ринг с Мустафой Хамшо, Бенитес сжигал свечу своих карьеры и жизни с обоих концов. Вид бойца, который не так давно победил Дюрана и близко проиграл пиковому Томми Хирнсу, на равных в поединке с жёсткии, но не выдающимся боксёром Хамшо, явно показывал его упадок. Его форма в 1982 году была по-прежнему солидной, но к 1983 году он стал тенью себя прошлого, уже к середине третьего десятка лет своей жизни. Не так сложно представить, что преданный боксу Бенитес получил бы намного больше работы в ринге - реванш с Дюраном или интригующий вызов в бою против Марвина Хаглера.
Гектор Камачо: Великий талант, сделавший достаточно, чтобы оказаться в Зале Славы бокса. На самом деле он мог стать одним из величайших, на все времена. Но к концу 80-х Камачо больше интересовался вечеринками, чем боями. В то время, когда он должен был включать свою карьеру на следующей передачу, Камачо впадал в график одного боя в год. Нет никаких оснований полагать, что он затерялся бы в кругу Мелдрика Тейлора, Пернелла Уитакера, Хулио Сезара Чавеса, то есть бойцов державших себя на правильном пути. Вместо этого он был сведен к статусу оппонента, став одним из великих «что если» своей эпохи.
Эдвин Росарио: Кокаин оставил этого чемпиона оболочкой его прежнего "я" уже к тому времени, когда ему исполнилось 26. Бойцовский характер первое время компенсировал физический спад, чему свидетельством были победы, которые он периодически продолжал одерживать уже связавшись с наркотиками. Хотя он никогда не стал бы великим бойцом и ущерб, принятый в бою с Чавесом отразился на боксёре очень сильно, Розарио лишил себя возможности извлечь немного больше славы из своей карьеры.
Фрэнки Рэндалл: Ход и результаты поединка Рэндалла против Хулио Сезара Чавеса заставили многих полагать, что он мог бы стать лучшим легковесом середины 80-х годов, если бы не стал жертвой кокаина. Он очистил себя достаточно, чтобы сделать хороший рывок в середине 90-х, но по сути выбросил свои лучшие годы на ветер. В течение нескольких лет после победы над Чавесом, Рэндалл закончился как отличный боец. А ведь он мог достичь много большего. Представьте себе чистого и сосредоточенного на карьере Рэндалла в 80-е годы, когда в 135 и 140 фунтах было много отличных бойцов. Возможно, он выиграл бы не все поединки, но у него наверняка осталось бы лучшее резюме, если бы он остался на пути без наркотиков. Нетрудно представить, его победу над такими чемпионами как Брамбл, Розарио, Роджер Мэйвезер и другие, держи он себя в руках.
Рокки Локридж: Возможно, кокаин не повредил его карьере настолько, насколько многим другим. С самого начала он не был исключительно хорош, но все же сумел многого добиться в младшем легком весе. Однако наркотики сказались на здоровье этого боксёра. В то время, когда он мог перезагрузить свою карьеру, она застопорилась. Он казался странно бессильным в боях против Тони Лопеса и сложно признать, что его образ жизни не сыграл в этом роли, в конце концов, он проиграл Чавесу лишь решением большинства судей и с тех пор выиграл титул и провёл несколько хороших защит, прежде чем внезапно пойти на спад. Возможно, он мог бы заработать больше денег и, по крайней мере, смог бы уйти с улиц, где бездомный Локридж оказался на долгие годы после карьеры.
Майкл Нанн: Боец, который был близок к тому, чтобы стать великим. Апсетом лишив Фрэнка Тейта титула, он провёл целый ряд защит, которые взволновали мир бокса. Его победа одноударным нокаутом над Сумбу Каламбаем сделала его широко известным. Затем потеряв импульс, он все же добился побед над Ираном Баркли, Марлоном Старлингом и Дональдом Карри. К тому времени, когда Джеймс Тони лишил его титула, Нанн, похоже, полностью сбился с пути. Теперь мы знаем почему. Без кокаина в его жизни он сумел бы восстановиться после боя с Тони, чего на деле не смог сделать. Его карьера шла по нисходящей ещё несколько лет, пока наконец наркотики привели его в тюрьму, где бывший чемпион теперь отбывает длительный срок.
Джонни Тапиа: Этим человеком владели настоящие демоны. Он смог успешно противостоять им достаточно долго, для того чтобы обеспечить довольно успешную карьеру. Те, кто помнит форму Тапиа, прежде чем кокаин забрал его душу, когда он был молодым восходящим контендером, вряд ли сомневаются в том, что наркотики испортили карьеру боксёра. Ему пришлось несколько лет быть вне бокса, чтобы справиться с пристрастием к кокаину, что отбросило его карьеру на годы назад. Когда кто-то размышляет о последней части карьеры этого боксёра, нужно попытаться представить Тапию в этих поединках 3 годами моложе и с гораздо меньшей изношенностью. У него была очень хорошая карьера? Да. Могла ли она быть лучше? Конечно. В любом случае, было бы, по крайней мере, приятно видеть, как он прожил спокойно свои годы отставки.
Пернелл Уитакер: К тому времени, когда кокаин заполучил «Сладкого горошка», боксёр уже собрал резюме достаточное, чтобы стать членом Зала славы бокса. Так что, может быть, наркотики не изменили критично многого в его карьере. Но спад на финише его карьеры не увидел бы лишь слепой и сохрани Уитакер чуть больше от себя прежнего, он вполне мог показать себя чуть лучше в бою с Оскаром Де Ла Хойей, не оставив судьям простора для спорных решений. Чистого Уитакера было бы намного труднее победить Тринидаду и не исключено, что он мог бы вернуться и проявить себя в полусреднем весе после того, как Де Ла Хойя и Тринидад поднялись выше. Не слишком сложно представить, что мастерство «Сладкого Горошка», могло принести ему успех в боях с Кори Спинксом, Карлосом Бальдомиром и Забом Джудой даже на закате его тридцатых годов.
Вывод
1980-е годы были одним из величайших периодов в истории бокса. Вряд ли можно сказать, что употребление боксёрами кокаина лишило это десятилетие истории бокса его блеска и шика, поскольку этот период и без того остался крайне насыщенным, интересным и полным захватывающих поединков. Тем не менее, неоспоримо, что многие из выдающихся боксёров того времени могли бы достичь гораздо большего, не появись в их жизни наркотики.