Он сидит в одиночестве на лавочке в парке, посреди бесконечных серых кварталов коммунистической эпохи. Вокруг - в пригороде румынской столицы - по своим делам спешат сотни людей, и Михая Нистора прохожие практически не узнают.
Прошло всего шесть лет с тех пор, как он нокаутировал Энтони Джошуа серией тяжелых ударов в голову в третьем раунде их поединка на чемпионате Европы по боксу 2011 года в Турции. С тех пор их карьеры стали развиваться в разных направлениях.
В ближайшие выходные Джошуа выйдет в ринг Уэмбли, чтобы защитить свой титул чемпиона мира в тяжелом весе по версии IBF в поединке с Владимиром Кличко. Это будет один из самых важных боев в истории британского бокса, все 90 000 билетов на поединок уже давно проданы, и оба боксера заработают миллионы фунтов не больше, чем за 36 минут в ринге.
26-летний Нистор будет смотреть этот бой на диване в скромной квартире в Бухаресте, где он живет вместе со своим младшим братом-регбистом. Он все еще боксирует на любительском уровне и зарплата его составляет 1500 долларов в месяц, да и ту выделяет румынская армия.
Но Нистор не печалится по поводу такой финансовой пропасти между ним и Джошуа.
«Я занимаюсь этим спортом не ради денег, - говорит он. - Я боксирую в свое удовольствие. Если тебя мотивируют деньги, ты никогда не выиграешь», - добавляет Михай.
Что еще приносит ему удовольствие, так это воспоминания о победе над Джошуа. «Вот это был день, - вспоминает Нистор. - Тренер мне сказал: «Не волнуйся, Джошуа крупный, но если его ударить как надо, он моментально упадет». Я не знал, кто он такой и кем он станет… Энтони хорошо боксировал, постоянно двигался и удар у него был сильный».
«Я победил его в 2011 году, а в 2012-м он тал олимпийским чемпионом», - улыбается Нистор.
Несмотря на победу техническим нокаутом в Турции, где он выиграл бронзовую медаль, Нистор не прошел квалификацию на Олимпийские игры 2012 года в Лондоне - во всем виноваты «плохие судьи», если верить самому Михаю. А его старый враг Энтони Джошуа не только квалифицировался, но и завоевал самую главную награду в их спорте - олимпийское золото.
Медаль на Олимпийских играх может подарить боксерам-любителям очень прибыльные профессиональные контракты. Так и получилось - вскоре после олимпийского триумфа в Лондоне Джошуа оставил аматорскую карьеру, и вот, спустя пять лет, 27-летний Энтони уже купается в лучах всемирной славы и собственных миллионах.
Нистор же продолжает драться с любителями. Он все еще надеется реализовать свою давнишнюю мечту - получить золотую медаль на Олимпиаде 2020 года в Токио. Ведь в прошлом году домой из Рио он приехал с пустыми руками.
«Я не знаю, куда смотрели судьи», - говорит Нистор, вспоминая обидное поражение в Рио, где он был единственным боксером из Румынии.
«Первый раунд я проиграл из-за эмоций, но второй и третий уж точно выиграл», - добавляет он.
Нистор остался без медали в Рио, Getty ImageesПосле разговора с Нистором, складывается впечатление, что он не знает, как ему двигаться дальше. Он продолжает тренироваться, мечтать об успехе, но ему все никак не удается пройти рубеж Олимпийских игр, который многие бойцы - победители или проигравшие - с радостью используют лишь в качестве ступеньки на пути к успешной профессиональной карьере.
Нистор начал боксировать в 16 лет. Многие считали, что это слишком поздно, чтобы достичь чего-то стоящего. Тем не менее всего через три месяца после первой тренировки он стал чемпионом своей страны в тяжелом весе среди любителей.
«Я не особо талантливый парень, - признается Нистор. - Но я обожаю драться и работать… Трудиться, трудиться и еще раз трудиться». Он повторяет эти слова как мантру, которая не покидает его никогда при таком-то тренировочном режиме - шесть дней в неделю.
«Если ты не очень талантливый, но очень упорно работаешь, упорная работа всегда победит талант», - считает Михай.
Даже сегодня стиль боксирования Нистора мог бы доставить немало хлопот любому профессионалу из тяжелого дивизиона. Хотя Михай и далеко не самый высокий парень как для тяжеловеса (всего 183 сантиметра), в ринге он очень агрессивен и владеет хорошим ударом с обеих рук.
Некоторые СМИ на родине уже нарекли Нистора «румынским Тайсоном», и эта аналогия, похоже, очень даже уместна.
«Я похож на Тайсона силой и движением», - говорит Нистор, шагая по улицам Бухареста, а проезжающие мимо машины не обращают на него никакого внимания.
Михай в курсе, что, откладывая переход из любителей в профессионалы, он рискует пропустить лучшие годы для бойца, но желание завоевать олимпийское золото все же пересиливает.
Желание остаться на родине тоже мало чем помогает продвижению его карьеры. Ему не помешало бы уехать за границу, где возможностей реализовать боксерский потенциал у бойцов куда больше. Даже сейчас Михаю приходится регулярно пересекать границу в поисках достойных спарринг-партнеров. «Чаще всего это Америка - там боксеры добиваются успеха и люди их очень любят», - между делом отмечает Нистор.
У Михая есть и еще одна причина откладывать переход в профессионалы.
«У Румынии был только один золотой медалист среди боксеров - Николае Линка на Олимпиаде 1956 года в Мельбурне. Он мой герой. Я откладываю переход в профессиональный бокс, потому что тоже хочу завоевать золотую медаль в Токио».
Но, в отличие от Нистора, у Линки не было возможности заработать своим боксерским талантом, ведь он дрался в период, когда в Румынии была диктатура. После завершения боксерской карьеры жизнь Линки была омрачена болезнью Паркинсона, и он умер в бедности в 2006 году.
Нистор утверждает, что финансовое и статусное неравенство с Джошуа его не особо волнует. Михай доволен семейной жизнью, своей девушкой и тем, что «однажды победил человека, который завоевал золотую медаль на Олимпиаде».
Энтони Джошуа уже стал звездой бокса, Getty ImagesНистор верит, что смог бы повторить тот успех даже сегодня. «Я вижу у Джошуа много недостатков… Он остается слишком заметным во время боя (чтобы пропускать удары), - говорит Нистор. - Я бы пригляделся к нему на протяжении месяца, и мы с тренером разработали бы правильную тактику», - добавляет он.
Только вот кто знает, успеет ли Михай получить свой собственный шанс на высшем уровне? А пока что за поединком своего бывшего соперника ему придется наблюдать только по телевизору.