Майк Тайсон был введен в Международный боксерский зал славы 21 июня 2011 года. В первом же туре, без сомнений, колебаний и лишних вопросов. И это было справедливо.
Однако, как представителя последнего золотого века тяжеловесов, стоит рассмотреть его, в сравнении с Холифилдом, Льюисом и даже Боу. Насколько велик был Майк Тайсон?
Это справедливый вопрос. Вокруг Тайсона всегда было множество мифов с тех самых пор когда он появился в супертяжелом дивизионе в возрасте 18 лет в 1985 году. Он впечатляюще ворвался в дивизион, который был ослаблен и разбавлен со времен предыдущего золотого века Али, Формана и Фрейзера. Ларри Холмс уже прошёл свой пик и, в конце концов, великий полутяжеловес Майкл Спинкс, который поднялся в весе в правильное время, нанёс стареющему ранее непобеждённому чемпиону Холмсу, два спорных поражения близкими решениями к маю 1986 года
К тому моменту когда Майк Тайсон дошел до рекорда 19-0, он все свои бои заканчивал до финального раунда. Большинство этих побед были против несерьезной оппозиции, но Тайсон сделал шаг вперед, получив победу единодушным решением в бою Джеймсом Тиллисом. Тайсон победит еще 14 противников, прежде чем нокаутирует Спинкса. Среди них были некоторые известные имена (Тревор Бербик, Пинклон Томас, Тони Такер, Тони Таббс и к тому времени, стремительно теряющий форму Ларри Холмс), но никто - кроме Холмса не имел претензий на величие.
Спинкс помимо боёв против Холмса одержал лишь две победы в супертяжелом весе, в очень аккуратно проведённых матчах против Штеффена Тангстада и Джерри Куни. Однако он не мог больше избегать Тайсона.
В июне 1988 года Тайсон и Спинкс встретились в Атлантик-Сити, а через 91 секунду Спинкс растянулся на канатах, а Тайсон стал объединённым чемпионом мира, новым королем с рекордной записью 35-0 с 31 нокаутом. Самый плохой человек на планете. Но ненадолго.
После побед над Фрэнком Бруно и Карлом Уильямсом якобы непобедимый Тайсон вошел в ринг против скромного Джеймса «Бастера» Дугласа в феврале 1990 года в Японии. До этого Дуглас был талантливым но не топовым бойцом, высокий, с мощью и боксерскими навыками. В эту ночь он собрал все что у него было вместе и в бою, который многие назвали апсетом века, нокаутировал Майка Тайсона в 10-м раунде.
Тайсон продолжил расправляться с джорнименами, но тучи над его головой и карьерой уже сгущались. Сокрушающие победы в боях без титула на кону над Генри Тиллманом, Алексом Стюартом и Разором Раддоком (X2) продолжились до того, как обвинение в изнасиловании удержало Железного Майка вне ринга в течение четырех лет. Вернувшись Тайсон прошел через Питера МакНили и Бастера Матиса-младшего, прежде чем вернуть пояс WBC победой над Фрэнком Бруно техническим нокаутом в марте 1996 года. За победой ТКО над Брюсом Селдоном последовал судьбоносный поединок против Эвандера Холифилда, в котором Тайсон был побеждён бывшим бойцом первого тяжелого веса.
Сильвестр Сталлоне, рассказывал о своих впечатлениях от боя во время выступления гостем на шоу Arsenio Hall. Слай сказал, что Холифилд был «создан для Тайсона» и он не имел в виду это в хорошем для Тайсона смысле.
То, что люди упускают, это то, что, в отличие от предыдущих соперников Тайсона, у Холифилда был подбородок и было сердце. Он не был запуган. Вместо этого Холифилд доминировал над Тайсоном и остановил его в 11-м раунде боя.
После этого колесо фортуны полностью отвернулось от Тайсона. Его матч-реванш против Холифилда через 7 месяцев стал фиаско. Результат - дисквалификация Тайсона после укуса уха Холифилда.
В течение следующих шести боев Тайсон выиграл четыре менее вдохновляющих матча, а два боя против Орлина Норриса и Эндрю Голоты были признаны несостоявшимися. Каким-то образом, эта легкая работа привела к тому, что в июне 2002 года был предоставлен титульный бой с Ленноксом Льюисом. Тайсон не не пытался играть в игры с Льюисом, но был остановлен Льюисом в восьмом раунде боя, который стал доминирующим выступлением для британца.
После этого Тайсон сражался еще три раза. Победив Клиффорда Этьена, он перенес два унизительных поражения от Дэнни Уильямса и Кевина Макбрайда, двум бойцов, не достигших ничего помимо победы над Майком.
И это был конец для Майка Тайсона. Что и оставляет нас с вопросом, что Майк Тайсон действительно сделал в своей карьере? Конечно, справедливо сказать, что он вошел в ужасно слабое подразделение и вычистил его. Но кого же Майк Тайсон бил? Из его побед в рекорде есть два члена зала славы. Спинкс и Холмс. Давайте посмотрим правде в глаза - Спинкс был разъевшимся полутяжеловесом, воспользовавшимся спадом Холмса и слабостью супертяжелого дивизиона. К тому времени, когда Тайсон добрался до Холмса, тот был лишь тенью своего прежнего «я».
Правда в том, что Тайсон никогда не бил великих супертяжеловесов в расцвете их сил. У него было три боя такого уровня. Дважды против Холифилда и один против Льюиса. Во всех трех поединках его не просто избили, он был остановлен. Тайсон не сражался с Боу. Во многом это случилось из-за его четырех лет лишения свободы и внезапного кризиса Боу за пределами ринга. Тем не менее, справедливо сказать, что каждый раз, когда Тайсон выходил против соперника, не боящегося его, он не только проигрывал, но и часто бывал избит. Независимо от того, насколько внимательно изучать его резюме, Тайсон никогда не побеждал по-настоящему великого бойца.
Тайсон заслуживает признания за то, чем он стал. Перед его появлением тяжелый дивизион был в застое. Он выиграл титулы, и его победы были чисты и однозначны. Но насколько он был велик на самом деле? Из сверстников его эпохи трудно поставить его впереди Льюиса (который избил его и Холифилда), Холифилда (который дважды бил Тайсона и побеждал Боу), и даже самого Боу, который дважды победил Холифилда.
В рекорде Тайсона нет побед над бойцами уровня Льюиса, Холифилда и Боу. Широкая публика, и даже некоторые твердолобые специалисты от бокса смотрят на Тайсона, как на самого выдающегося тяжеловеса своего времени. Он не был таким. Он даже не был вторым. Или даже третьим. Он был четвертым мушкетером. Возможно, это имя, которое вы помните больше всего, но он не должен называться лучшим бойцом.
Это не значит, что у Тайсона не было величия. Просто он был показан только тем, кто не был на его уровне. Он не был самым лучшим своего времени. Фактически, он не был даже близко. Верить, в другое, означает просто потворствовать мифу.