Знаменитый тренер Эмануэль Стюард не понаслышке был знаком с историей тяжёлого веса в боксе. Он не только тренировал одного из наиболее успешных чемпионов тяжеловесов начала 20 века Владимира Кличко, но также работал с бывшим абсолютным чемпионом мира в тяжёлом весе Ленноксом Льюисом. Стюард тренировал и многих других известных тяжеловесов, включая Эвандера Холифилда, в период его победы над Риддиком Боу и возвращения ранее потерянного титула и Оливера МакКола, в том поединке когда он нокаутом во втором раунде победил Льюиса.
Незадолго до смерти Стюард дал обширное интервью, в котором обстоятельно изложил своё мнение о богатой истории тяжелой весовой категории бокса, обсудив некоторых из наиболее ярких личностей, которых знал этот вид спорта и затронув некоторые из наиболее запоминающихся его моментов. Вашему вниманию представляется первая часть интервью с Эмануэлем Стюардом посвящённого истории тяжёлого веса.
Многие фанаты Майка Тайсона склонны считать, что он был непобедим в своей лучшей форме, есть также те кто полагает, что он никогда бы не проиграл, если бы Кас Д'Амато не скончался. С другой стороны, многие его хейтеры утверждают, что Тайсон был переоценён, поскольку боксировал в слабом дивизионе. По Вашему мнению, какова правда о Майке Тайсоне и его наследии?
Ну, прежде всего, я считаю, что определённо он имеет наследие. Я считаю, что Майк Тайсон после Мухаммеда Али оказал большее влияние на бокс и, в частности, на тяжёлый вес, чем любой другой боец. Тайсон ввёл в моду одеваться полностью в чёрное и не носить носков и это затронуло очень много боксёров во всех весовых категориях, где традиционно все носили белое, потому что так одевались Рэй Робинсон и Мухаммед Али. Иногда я тренировал парней, ростом 6 футов 3 дюйма - 6 футов 4 дюйма, и даже они пытались научиться движениям Майка Тайсона, его ныркам и уклонам. Так что повторюсь Тайсон определённо оказал сильное влияние на бокс, большее, чем любой другой тяжеловес, за исключением Али за последние десятилетия.
Как боец, он пришёл в удачное время, встретившись с множеством парней, которые боялись. У многих из них, мне неприятно это говорить, но у большинства тяжеловесов большие габариты, но очень маленькое сердце, и именно поэтому сильные парни, такие как Тайсон, Ларри Холмс и Джордж Форман доминировали в дивизионе, потому что они являлись сильными и волевыми личностями. Я считаю, что Майк пришёл в нужное время со своей скоростью и восполнил отсутствие размеров, засчёт скорости, что было эффективно. Но, когда он сражался с крупными парнями в 6 футов 4 дюйма или 6 футов 3 дюйма, которые его не боялись, у него возникали некоторые проблемы. Я уважаю его за то, чего он достиг, являясь маленьким парнем, всего около 5 футов 10 с половиной дюймов роста, так как это действительно феноменально. Но он при всём этом имел свои ограничения. Когда он сражался с такими крупными ребятами, как Джеймс Тиллис, Тони Такер, и, даже «Бонекрашер» Смит, эти парни, которые его не боялись были эффективны засчёт разницы в весе и размерах. Он нокаутировал людей, делая это таким впечатляюще жестоким образом, разбирая и разрушая своих соперников, что все без исключения оказывались под впечатлением от увиденного.
Я помню, как однажды в пятницу вечером хорошо проводил время и сказал: «Ну, я должен уйти, пойти домой и посмотреть Майка Тайсона на HBO». Должно быть, это происходило в 1988 или 1989 году, когда поединки на HBO проходили по вечерам в пятницу, и кто-то спросил меня: «Ну, а кто сражается с Майком Тайсоном?» Я сказал: «Я не знаю и мне всё равно», потому что захватывающим бои являлись из-за Майка. Он собирался нокаутировать кого-то в своей жестокой манере, он показывал в ринге ту интенсивность и животные инстинкты, которые, я думаю, я не видел ни одного бойца за всю свою жизнь. Было интересно наблюдать за ним, он полностью преобразил бокс в тяжёлом весе до такой степени, что никто после него не оказал влияния на публику и фанатов, подобного Майку Тайсону.
Но как великий боец? Возможно, он бы не мог противостоять на своём пике формы некоторым из более крупных парней, потому что имел недостаточно большой вес и габариты. С парнями вроде Леннокса Льюиса или с Кличко, у него могли быть проблемы, но он сделал то, что просили от него в его время - побеждал всех, кого ставили перед ним, и поэтому я должен сказать, что он определенно должен считаться великим бойцом. Он заслуживает находиться в Зале Славы бокса из-за огромного влияния, которое оказал на бокс.
Эмануэль, Вы тренировали Леннокса Льюиса и знаете, что многие фанаты критиковали его, когда он являлся чемпионом, однако, после его ухода фанаты, похоже, стали более глубоко ценить Леннокса и ныне многие считают его последним великим чемпионом в тяжёлом весе. У Вас была уникальная возможность работать с Ленноксом. Насколько он был хорош?
Леннокс был достаточно хорош, чтобы с ним возникли проблемы у любого тяжеловеса в истории. Размеры имеют значение и, как правило, самый большой недостаток крупных бойцов, на мой взгляд, более 6 футов 4 дюймов, это то, что из-за разсеров они теряют в координации в ринге и поэтому более низкие бойцы всегда могут нейтрализовать преимущество в размерах, потому что они намного быстрее и лучше скоординированы. Леннокс являлся довольно хорошо скомпанованным бойцом. У него был хороший левый джеб, у него был очень хороший арсенал ударов, приличный левый хук, эффективный правый апперкот, и, как всем известно, у него всегда был очень сильный удар правой, и Леннокс умел и не боялся рубиться с противником, когда он хотел или было нужно. Это было то, что сделало его немного особенным. Может быть он не так, как Мухаммед Али бегал по рингу, и много раз он имел проблемы технического характера, но, тем не менее, даже я и остальные члены лагеря иногда не знали чего от него ожидать в ринге..
Иногда он выходил и был чрезмерно агрессивным и нокаутировал таких парней, как Майкл Грант, (Франсуа) Бота и даже (Эндрю) Голота, иногда он боксировал технично, очень осторожно, как он это сделал с Дэвидом Туа, а в других случаях он оживал в первом раунде, как с Майком Тайсоном. Он сказал, что заставит Майка уважать себя, вышел и пошёл кость в кость с Майком в первом раунде, вместо того, чтобы вести техничный и осторожный бой, и как только он получил уважение от Майка, он успокоился и начал работать по плану, боксируя с ним. У Леннокса был хороший арсенал ударов. Он мог создать проблемы любым ударом и если был в тяжёлом бою ему требовалось копать глубоко, чтобы победить, то он делал это, как он сделал это в бою с Фрэнком Бруно.
Я помню, как на Олимпиаде в 1988-м, когда он сражался и осознал, что он четыре года ждал Олимпиаду и мог проиграть после выхода в финал, он просто вырвал победу у Риддика Боу. Тогда проиграв первый раунд, он физически раздавил Боу, просто засчёт своей силы. Он просто одолел его, и я видел, как он делал подобное в боях, где проигрывал, или, возможно был на грани поражения. В бою с Рэем Мерсером я сказал ему, что последние два раунда будут определять бой. Он посмотрел вниз, вышёл и остановил Мерсера, хотя я полагал, что он уже впереди по очкам. В первом бою с Эвандером Холифилдом, хотя толпа сходила с ума, я сказал Ленноксу, что чувствую, что бой будет близким. Был один конкретный судья, которого я подозревал, и, как оказалось, после победы в последнем раунде он поставил ничью. Дело в том, что, когда вы говорили ему сделать что-то, он делал это, в том числе если требовалась приложить усилия, чтобы переломить ситуацию, и именно это отличало его от многих больших парней, с которыми я работал.
Я бы сказал, что идеальным примером был его последний бой против Виталия Кличко. После того, как он отстал в первых трёх раундах, я понял, что он привык быть в ринге более высоким бойцом. Он отступал, расслаблялся и получал длинные удары, потому что полагал, что находится вне зоны досягаемости, не осознавая, что он меньше размерами. Я сказал: «Послушай, мы должны изменить стратегию. Мы должны навязать ему драку». Я сказал: «Когда наносишь джеб, не просто наноси удар, выводи его из равновесия, входи на ближнюю и , наноси апперкоты, сделай бой уличной дракой». Он вышел и выиграл следующие два раунда, и после шестого раунда, когда я разговаривал с ним, он сказал: «Я получил его». Он мог прибегнуть к тому, чтобы стать жёстким бойцом не боящимся разменов, если бы это было необходимо и это одна из тех замечательных черт, которые мне нравились в нём
Посмотрите на поколение после него и Кличко, которые доминировали, не имея бойцов с именами, чтобы сражаться с ними. Льюису повезло, хотя его ранее критиковали за то, что он слишком академичен, и он жаловался мне на то, что у него нет именитого бойца, чтобы сражаться с тех пор, как Риддик Боу, которого он очень хотел увидеть в ринге, отказался драться с ним. Кстати Эдди Фатч сказал, что это было решение, которое он принял. Он чувствовал, также хорошо, как сам Боу, что Леннокс по-прежнему слишком силен ментально и физически, и если бы они сражались, то, произошедшее на Олимпийских играх 1988 года произошло бы в профессиональном бою. Леннокс одолел бы Боу в определённый момент. Поэтому Фатч рекомендовал Боу отказаться от титула (WBC), а не сражаться с Ленноксом.
Так что Ленноксу тогда не с кем было сражаться, как он думал, и вдруг - БУМ. Пришёл бой с Эвандером Холифилдом, а затем бой с Майком Тайсоном, даже несмотря на то, что, как мне кажется, оба прошли свой пик формы и известности. Тайсон и Холифилд по-прежнему являлись крупными бойцами с ценными именами, а Тайсон оставался привлекательным, потому что он имел образ уличного парня головореза, крутого парня, этакого американского парня из Бруклина, своеобразного гангстера. Тайсон очень нравился публике. Леннокс оставался великим британцем, маминым мальчиком, спокойным парнем, поэтому Майк воспринимался слишком уличным парнем для Леннокса. Всё это интересовало людей в большей степени, чем вопрос о том, кто победит или проиграет говоря о таланте этих боксёров. Это было больше вопросом столкновения двух разных стилей жизни, но люди не учитывали, что Леннокс вырос в Китченере, Онтарио.
Леннокс приехал из Англии, когда ему было двенадцать лет, и начал заниматься боксом живя в Китченере, примерно в сорока пяти минутах к югу от Торонто, и именно там он научился боксировать и представлял Канаду на Олимпиаде. Он не выиграл Олимпиаду для Англии и участвовал в международных матчах не занимаясь любительским боксом в Англии. Поэтому он никогда не был полностью принят как британец их публикой. Я имею в виду, что он был британцем, но не воспринимался своим как Бруно и другие парни. Он являлся человеком, который разрывался между Канадой, Ямайкой, как местом откуда родом его родители, Британией, и, с учётом того факта, что он провёл почти всю свою последнюю часть карьеры в Америке - США. Он был парнем, связанным с четырьмя странами, с которыми он отождествлялся.
Я думаю, что факт, что с тех пор, как он ушел в отставку, Кличко доминировали в дивизионе, но у них как это ни прискорбно просто не было соперников, которых публика считала бы хорошими бойцами, так как боец получает авторитет благодаря своим действиям против первоклассной оппозиции. Поэтому большинство считает Льюиса последним настоящим чемпионом в тяжёлом весе и его больше ценят из-за сравнения - того, с кем он сражался, с тем, с кем сталкивались последующие бойцы или чемпионы.
Как бы Вы оценили молодого Джорджа Формана в сравнении со Джорджем Форманом второй части его карьеры и если взять эти две части его карьеры и соединить их, как это отразится на общем наследии Формана?
Джордж Форман, возможно, самый удивительный тяжеловес, которого я когда-либо видел за всю свою жизнь. У него была целая карьера как одного бойца с индивидуальностью и стилем, а затем, через десять лет после периода отдыха, он стал другим бойцом с другим мышлением и частично другим стилем. Единственное, что у него осталось в обоих версиях, это то, что он по-прежнему являлся сильным, волевым человеком с невероятной решимостью, ментальной силой и потрясающей физической мощью. Я думаю, что многие люди не понимают, что Джордж Форман являлся очень умным бойцом. Первый Джордж Форман сразу после Олимпиады был очень агрессивен, безжалостно наносил удары, имел потрясающую нокаутирующую силу в обеих руках, но всё же являлся умным бойцом, постепенно утомлявшим противников. Внезапно он решил вернуться из отставки и не быть таким же парнем, а стать приятным весёлым парнем, но все же жёсткость проявлялась им в ринге. Он немного изменил свой стиль, чтобы приспособиться к своему возрасту и не сжигать слишком много энергии. Он развил старый тип защиты Арчи Мура, у него всегда был громовой джеб. Он всегда бросал очень хороший джеб, не столь технически красиво, но очень жестко и очень тяжело.
Он также наносил широкие удары, грамотно чередуя их с короткими ударами. Он очень хорошо анализировал своих противников. Если вы посмотрите на нокаут Джо Фрейзера, вы увидите, что он как будто бросает широкий удар, и Джо Фрейзер ныряет под ним, Форман наносит ещё один широкий удар, а затем бросает короткий правый апперкот. Я видел похожее годы спустя, когда Форман сражался против Майкла Муррера. Я видел, как он целенаправленно бросил пару широких левых крюков. Муррер начал защищаться от широких ударов, а затем Форман ударил коротко, и Бинго! Посмотрите его бой с Джерри Куни, точно то же самое - короткий левый апперкот. Он был очень умным, нанося широкие удары, выясняя, куда противник собирается направить свою защиту, а затем завершал бой коротким ударом. Я думаю, что его очень недооценивали и он был бы большой угрозой для любого тяжеловеса любой эпохи из-за его размеров, физической и ментальной силы.
Многие фанаты считают Эвандера Холифилда одним из лучших тяжеловесов всех времен. При этом он слишком долго задержался в спорте. Повредил ли Эвандер свое наследие, сражаясь слишком долго?
Думаю в случаях подобных Холифилду карьера воспринимается как испорченная первые годы после её завершения. По прошествии же времени, публика забудет об этом, и говоря о Холифилде будет вспоминать его в его лучших поединках. Со временем это станет похоже на Али и многих других великих бойцов. Пример - последние бои Али с Эрни Шейверсом, с Бербиком и с Ларри Холмсом. Это забавно, но мы в основном не говорим и даже не вспомним их. Постепенно после определенного периода времени, эти бои по какой-то причине, будто, исчезают и боец вспоминается только в его расцвете. Я думаю Холифилд не навредит своему наследию в долгосрочной перспективе.
Ларри Холмс был доминирующим чемпионом в тяжёлом весе. К сожалению для Холмса, его чемпионство пришлось на период между правлениями харизматичных Мухаммеда Али и молодого Майка Тайсона. Насколько это навредило наследию Холмса в глазах историков бокса?
Я не сомневаюсь, что период правления Ларри Холмса в тяжёлом весе определенно затенён тем, что он попал между двумя наиболее доминирующими, я бы сказал, личностными харизматичными бойцами в истории нашего спорта, Майком Тайсоном и Мухаммедом Али. Ларри Холмс для меня, возможно, это была самая большая угроза из всех. Когда говорят о величайших боксёрах за всё время по какой-то причине называют Джека Джонсона, Мухаммеда Али и в некоторых случаях даже Джо Луиса и Майка Тайсона, но немногие называют Ларри Холмса, и Джорджа Формана. Я думаю, что это два парня, которые очень недооценены.
Я думаю, что Ларри Холмс имел джеб оставивший всех остальных далеко позади, скорость, невероятную выносливость и решительность, а также способность восстанавливаться от пропущенных ударов, что делало его угрозой для любого. Его левый джеб, был почти идеален, и ему даже не нужно было многого другого для успеха помимо джеба. Я думаю, что по стилю он был бы проблемой для многих великих тяжеловесов, особенно для Джорджа Формана, потому что у Джорджа были проблемы с быстрыми прямыми ударами, но я думаю, что Ларри определенно недооценён. Я думаю, что люди упускают его из виду, потому что он пришел в то время, когда люди были захвачены имиджем Али, а после него появился Майк. Пожалуй определенно, он самый недооценённый тяжеловес за всю историю.