Этот бой не считался достаточно значимым, чтобы быть показанным по телевидению или даже озвученным на радио. Один боец считался старым в 33 года после 123 профессиональных боёв, а другой - совершенно старым в 43 года, после 169 выступлений на ринге и всё большего количества свидетельств того, что он является лишь тенью своего былого блестящего я. Но победа Джои Джиарделло единогласным решением судей в 10 раундах над выцветшим, но всё ещё опасным Шугаром Рэем Робинсоном в битком набитом конференц-зале Филадельфии 24 июня 1963 года, тем не менее, имела исторические последствия.

Если бы Робинсон победил (а многие надеялись, что он вернётся в своё славное прошлое и ещё раз сотворит магию), он почти наверняка заработал бы шанс на шестое восхождение к титулам чемпиона мира в среднем весе, которые тогда принадлежали Дику Тайгеру. Если Джиарделло - небольшой фаворит в соотношении 7 к 5 победил бы в своём приёмном родном городе, все признаки указывали на то, что он получил бы свидание с грозным нигерийцем Тайгером, находившимся в процессе повышения своей репутации будущего члена Зала славы бокса. Джиарделло уже был близок к тому, чтобы стать чемпионом в 160 фунтах, когда Джин Фуллмер сохранил свой пояс Национальной боксерской ассоциации ничьей раздельным решением судей в поединке с ним 20 апреля 1960 года в Бозмане, штат Монтана (результат, который Джиарделло решительно оспаривал, а более чем несколько наблюдателей также считали, что Джиарделло заслуживает большего, чем то, что он получил).

Разочарованный Джиарделло, чьё имя при рождении было Кармине Тилелли, до того как он использовал свидетельство о рождении двоюродного брата, чтобы тайно обойти требование минимального возраста и присоединиться к армии США в 16 лет, служа несовершеннолетним в воздушно-десантном подразделении в течение короткого остатка Второй мировой войны, всё ещё не смог осуществить свою мечту и добраться до вершины горы в среднем весе. Его чувство загнанности в угол было в какой-то мере понятно - Джиарделло (он стал профессионалом вскоре после того, как ему исполнилось 18, сохранив свой армейский псевдоним в профессиональных целях) сразился со всеми опасными чёрными бойцами, от которых обычно уклонялись некоторые другие белые боксёры. Он уже разделил пару нечемпионских решений с Тайгером, проиграл 2-1 Ральфу «Тигру» Джонсу, разделил два боя с Генри Хэнком, дважды победил Джесси Смита и один раз Гила Тёрнера, а также проиграл Джорджу Бентону.

«Он был величайшим средневесом, когда-либо выходившим из этого города и мне всё равно, что кто-то там говорит по этому поводу», - высказал мнение давний промоутер бокса Филадельфии Рассел Пельтц после того, как стало известно, что Джиарделло будет включён в класс Международного зала славы бокса 1993 года. «Джои ни от кого не уклонялся и никого не избегал. Он был одним из немногих белых боксёров, которые дрались со всеми крутыми чёрными бойцами».

rsz_gettyimages-158471168

Всё это поднимает вопрос: получил бы уроженец Бруклина Кармине Тилелли, который влюбился в красавицу-подростка по имени Розали, женился на ней и переехал в её родной город Филадельфию вместе со своим заимствованным именем после Второй мировой войны одобрение выборщиков IBHOF, если бы он не сверг Тайгера с престола решением судей (рефери Дик Кавалье, единственный арбитр боя посчитал Джиарделло победителем со счётом 8-5-2 по раундам) в Атлантик-Сити 7 декабря 1963 года, после его победы над Робинсоном? Есть те, кто укажет на то, что несколько призывников IBHOF «Modern», так и не смогли облачиться в мантию чемпиона мира. О, конечно, Джиарделло мог бы присоединиться к Чарли Берли и нескольким избранным, чтобы получить свой будущий билет в Канастоту, штат Нью-Йорк, без повышающего репутацию преимущества титула, но опять же…

«Всё, что я хочу, это Дик Тайгер. Я хочу ещё один шанс выиграть титул», - сказал Джиарделло после того, как он со счётом 49-43 (рефери Бак МакТирнан), 48-45 (судья Лу Тресс) и 47-43 (судья Боб Полис) по действовавшей на момент боя пятибалльной системе преодолел барьер Шугар Рэя.

В какой-то степени из-за того, что Джиарделло-Робинсон не был показан по телевидению гонорары бойцов этого боя были крайне мизерными по меркам хедлайнеров 21-го века: 17 000 долларов для Шугара Рэя и 15 000 долларов для Джиарделло. Но, учитывая не падающую популярность возможно, величайшего бойца вне зависимости от весовой категории в истории Робинсона, и статус героя из родного города Джои Джи, толпа из 8 598 человек заняла места в конференц-зале. По крайней мере, большинство из них купили билеты, но сотни незваных гостей выломали двери, к большому ужасу промоутера Германа Тейлора, хлынули на арену через ресторан в мини-версии того, что произошло в Вудстоке в 1969 году.

Стало ли это великим боем, достойным двух будущих членов Зала славы бокса? Возможно, нет, но представление не обошлось без ярких моментов. Джиарделло, которого тренировал Адольф Ритакко, следовал его инструкциям и агрессивно атаковал Робинсона с первого звонка. Эта стратегия основывалась на предположении, что стареющая и изрядно потрёпанная, несмотря на серию побед в пяти предыдущих боях, легенда, сумеет сохранить энергию чтобы у него осталось что-то на более поздние раунды, если это понадобится.

На самом деле медленный старт Шугара Рэя дорого ему обошёлся. Зная, что он всё больше отстает в протоколах, единственный человек, когда-либо выигрывавший титул чемпиона мира в 160 фунтах пять раз, правильно пришёл к выводу, что ему нужно ускориться, когда бой перешёл в седьмой раунд. У него было два лучших раунда в седьмом и восьмом, и он явно встряхнул Джиарделло резким ударом правой в восьмом. Однако утомлённый Робинсон не смог выдержать темп и замедлился в девятом и десятом раундах.

Когда всё закончилось, Джиарделло обнял человека, к которому он долгое время испытывал заслуженное уважение, сказав ему: «Рэй, ты всегда был моим кумиром и сегодняшний вечер этого не изменил. Ты, должно быть, был адским бойцом, когда был на вершине».

Разочарованный Робинсон, по-видимому, осознавший, что его стремление увеличить количество правлений в среднем весе до шести останется не реализованным, сказал: «Я не уверен в своих планах на будущее. Я не могу принять решение сейчас. Я провёл начальные раунды боя по инерции и это было моей большой ошибкой».

Комментарии Джиарделло после боя о Робинсоне были то хвалебными, то несколько пренебрежительными. Он сбил Шугар Рэя с ног левым хуком в четвёртом раунде, но Робинсон поднялся на счёт четыре и продолжил бой.

«Я понял, что он хороший боец, когда мои удары по корпусу не замедлили его», - сказал Джиарделло, бросая словесный букет своему побеждённому противнику. «И он умный боец. Посмотрите, как он бросил удар справа мне в голову в начале восьмого раунда. Это было здорово, но я ожидал чего-то подобного на протяжении всего боя. Не недооценивайте этого парня - даже постарев сегодня он может подраться с любым средним весом и победить его».

Эта похвала контрастировала другим высказыванием Джиарделло, который сказал, что Шугар Рэй «был великим чемпионом. Жаль, что его рефлексы исчезли».

Пятьдесят девять лет прошло с тех пор, как Джиарделло и Робинсон сошлись в битве на перекрёстке, которая многое значила для победителя, но могла бы значить не меньше, а возможно и больше, если бы победителем вышел проигравший. Насколько больше трепетали бы поколения фанатов перед Шугар Рэем, если бы он бросил вызов и победил Тайгера и Отца-Время, чтобы ошеломляюще стать чемпионом мира в среднем весе в шестой раз? Робинсон сделал то, что сказал, то есть обдумал свои планы на будущее и его выбором стало продолжать сражаться, даже несмотря на то, что замечательные навыки чемпиона продолжали ухудшаться.

Пять с лишним лет прошло после пятого и последнего момента воцарения Робинсона на трон в среднем весе, когда он вернул пояс, победив Кармена Базилио раздельным решением судей в 15 раундах 25 марта 1958 года. С тех пор он пополнил рекорд казалось бы, респектабельными 19-6-3 при одном бое, признанном несостоявшимся. Но, если присмотреться, за это время он дважды свёл вничью бои с Фабио Беттини и один раз с Артом Эрнандесом, дважды проиграв Стэну Харрингтону и по одному разу Мемо Айону, Мику Лихи, Ферду Эрнандесу и, в своём последнем бою 10 ноября 1965 года Джоуи Арчеру. Ни у одного из этих бойцов не было бы шансов против Шугар Рэя в расцвете его сил. Окончательный рекорд Робинсона составил 174-19-6, при 109 победах досрочно, в карьере, начавшейся в 1940 году. Ему было 67 лет, когда он скончался 12 апреля 1989 года в Калвер-Сити, штат Калифорния. Его память была полностью стёрта прогрессирующими последствиями болезни Альцгеймера, а физическое здоровье подорвано диабетом.

GettyImages-517427598-768x517

Мухаммед Али (тогда Кассиус Клей) в окружении восторженных фанатов в рингсайде боя Робинсон-Джиарделло

Мухаммед Али, присутствовавший в аудитории боя Джиарделло-Робинсон, всегда отдавал дань уважения Шугару Рэю, провозглашая его «королём, мастером, моим кумиром». Джиарделло, который, как и будущий чемпион Филадельфии в среднем весе Бернард Хопкинс, всегда находил способ превратить каждую мелочь в топливо для своего внутреннего огня, не скрывал своего недовольства, когда Али, тогда ещё известный как Кассиус Клей в ту ночь вышел на ринг перед боем, чтобы поклониться, выразив большое почтение Робинсону и демонстративно игнорируя Джиарделло. Затем Клэй также громко пренебрежительно отзывался о Джиарделло на протяжении всего боя.

Получив титульный бой против Тайгера Джиарделло, будучи андердогом 4 к 1, показал одно из лучших своих выступлений, без сомнения, укрепив свои будущие претензии на членство в IBHOF. И хотя он успешно защитил завоёванный титул только один раз, победив единогласным решением судей в 15 раундах чернокожего претендента Рубина «Урагана» Картера 14 декабря 1964 года в конференц-холле Филадельфии (он потерял пояс в реванше с Тайгером UD15 21 октября 1965 года в Мэдисон Сквер Гарден), поединок с Картером оказался в центре внимания биографического фильма 1999 года о жизни Картера "Ураган". Джиарделло подал в суд, получил существенное внесудебное урегулирование и в рамках сделки режиссёр фильма Норман Джуисон признал, что правда об этом бое возможно была несколько искажена. Точнее, существенно.

Хотя и не в такой степени, как всегда превозносимый Робинсон, в смерти, как и в жизни, Джиарделло (его послужной список 101-25-7, с 33 победами нокаутом) остаётся интригующей и, по меньшей мере, в окрестностях Филадельфии, любимой фигурой. Один из его четырёх сыновей, Кармен, родился с синдромом Дауна, что побудило Джиарделло неустанно работать, чтобы собрать деньги и повысить осведомленность о детях с особыми потребностями. С этой целью он присоединился к Сардженту и Юнис Шрайвер, чтобы помочь запустить Специальную Олимпиаду в 1968 году. А 21 мая 2011 года статуя в натуральную величину, боксёра которому было 78 лет, когда он в результате застойной сердечной недостаточности и осложнений от диабета, отслушал свой последний счёт 4 сентября 2008 года, была представлена в районе Южной Филадельфии, где его считали героем по причинам, выходящим за рамки его мастерства на ринге..

«Время от времени появляется кто-то, кто показывает, что может произойти в жизни», - сказал перед открытием статуи её создатель, скульптор Карл Левотч. «Джои Джиарделло - один из таких парней. Я видел в нём не только потрясающего бойца, но и отца, который глубоко заботился о своем сыне-инвалиде».

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях Facebook Вконтакте Instagram
Добавил SD 18.07.2022 в 10:04

Похожие темы

Самое читаемое

Самое обсуждаемое