Назовите имя Дэйв Аллен в Великобритании - и большинство подумает вовсе не о боксёре. Вспомнят популярного в 60-80-х комика, шоу The Dave Allen Show на BBC, сатиру на британскую политику и религию, и тот самый анекдот, после которого в парламенте даже обсуждали «оскорбительную лексику на телевидении»:
- Просыпаешься по будильнику, идёшь на работу по будильнику, отмечаешься по будильнику, уходишь с работы по будильнику, приходишь домой по будильнику, ешь, пьёшь, ложишься спать - всё по будильнику. И так сорок лет. А на пенсии что тебе, бл*дь, дарят? Часы!
Но в мире бокса есть другой Дэйв Аллен. Не ирландец, а англичанин. Аудитория у него куда скромнее, чем у комика-тёзки, но он тоже артист, только своего рода. И человек, чья личность в значительной степени продвигала его карьеру: самоирония, простота, чувство юмора - всё это сделало его любимцем публики. Особенно в 2018-2019 годах, когда Аллен был на пике: его регулярно ставили на шоу Sky Sports, потому что он был удобным, популярным, активным в соцсетях и умел вызвать симпатию зрителя.
- Я просто как-то случайно попал в Twitter, - вспоминает Аллен. - И стал быть там самим собой. Всегда был. И повезло - людям это понравилось. Я думаю, я обычный британский парень, но вот они видят, как я дерусь с лучшими бойцами мира. Да, я иногда был не в форме, не показывал максимум, но всегда дрался от души. Я улыбался, я смеялся, я старался. И, мне кажется, люди это чувствовали.
Так продолжалось до тех пор, пока Дэйв не получил свой большой бой - он нокаутировал австралийца Лукаса Брауна в Лондоне на арене O2 за три раунда, стал хэдлайнером и услышал скандирующих его имя тысяч фанатов. Но уже через три месяца всё рухнуло.
На том же ринге он вышел против Дэвида Прайса - опытного, габаритного супертяжа. И проиграл. Причём не просто проиграл - был избит и снят с боя после десятого раунда. Позже признал, что вышел на бой без должной подготовки, поверил в себя после победы над Брауном и жестоко поплатился.
- Когда я шёл к рингу, я уже был готов к поражению, - сказал он.
После боя Аллен получил травму позвоночника, расстался с девушкой, потерял спонсоров и снова оказался внизу пищевой цепи хевивейта.
К 2021 году он устал - от ударов по голове, от несбывшихся надежд, от тренировок ради ничем не заканчивающихся боёв.
- Мне 28, но по боксу я очень старый 28-летний, - говорил он. - Я провёл кучу тяжёлых спаррингов, тяжёлых боёв. А главное - разочарований. Сорвался бой с Кристианом Хаммером, потом с Кристофером Лавджоем. Потом хотели поставить бой в ноябре, но платили в 10 раз меньше. Я просто сел, всё подсчитал - и понял, что больше не хочу. Я не миллионер, но мне больше не надо. Я хочу уйти, пока цел.
- После боя с Прайсом мне нужно было уйти. У меня тогда были лучшие деньги за всю карьеру. Я мог спокойно закончить с боксом. Но... Я не хотел, чтобы последним воспоминанием был отъезд из арены на скорой. Поэтому я вернулся и подрался с Дорианом Дарчем в феврале 2020-го. Потом были ещё предложения, даже во время пандемии. Но всё срывалось. Шесть-семь раз должен был драться - и каждый раз что-то мешало. Я не религиозный, не суеверный, но начал думать: может, это знак? Когда сорвался бой с Лавджоем, это было последней каплей. А потом у меня за неделю до боя обнаружили коронавирус. Я тяжело переболел. И тогда сказал Эдди [Хирну]: «Всё, бро. Мне это больше не в кайф».
Аллен известен своей честностью. Он не раз говорил о том, как жалеет, что позволил себя использовать - как зрелищного и популярного, но часто неготового бойца. Он предупреждает молодых: быть харизматичным мало, если тебя кидают в бои без подготовки. Он также с поразительной откровенностью делился тем, как страдает от последствий карьеры и боится за своё будущее:
- В молодости думал: «Ну и что, пропущу удар. Я же молодой, крепкий». А после Прайса понял: мне не 21. Мне 27. Я боялся вернуться. Боялся спаррингов, боялся пропускать удары. Проводил только спарринги с ударами в корпус. Сейчас я думаю о будущем. Хочу детей. Пора повзрослеть.
Поэтому казалось, что Аллен - один из тех, кто действительно уйдёт навсегда. Но... ему было всего 28. И страх упустить лучшие годы оказался сильнее. Сложно пережить затишье после света софитов, направленного на тебя, особенно тому, кто живёт ради сцены.
- Мне не хватало боёв, - признался он. - Я пошёл в бокс, потому что хотел, чтобы меня любили. Хотел быть кем-то. Чтобы говорили: «Смотри, это Дэйв Аллен, он крутой!» И я этого добился. Я шёл к рингу, и тысячи людей скандировали моё имя. Ничто не сравнится с этим чувством.
- Я всегда говорю Эдди: «Если деньги нормальные и бой интересный - я вернусь». Я не ушёл по медицинским причинам. Я физически готов. Во мне ещё много осталось. Искушение вернуться всегда будет. Если появится что-то действительно стоящее - я снова выйду на ринг.
И он вышел. С августа 2021 года Дэйв Аллен снова в деле. За это время он провёл семь боёв: пять побед (все - над соперниками с отрицательным рекордом) и два поражения - от Фрейзера Кларка и Джонни Фишера. Обе звезды в процессе раскрутки, обе использовали имя Аллена, чтобы подняться. Аллен снова был удобным - и сыграл свою роль.
Точнее - сыграл с избытком. В бою с Фишером в декабре Аллен даже отправил его в нокдаун в пятом раунде, и многие считают, что победа была его. Именно поэтому 11 мая в Лондоне состоится реванш. И Аллен, возможно, убедит себя, что это и есть тот самый «особенный» бой, ради которого стоило возвращаться.
Сейчас ему 33, его рекорд - 23-7-2 (18 КО). Он говорил перед первым боем с Фишером: если не выиграю - ухожу. Теперь всё повторяется, но на этот раз, кажется, он говорит это еще серьёзнее. Потому что теперь публика уже не просто смотрит на него как на анекдот - после первого боя с Фишером есть вера, что он может победить. С этим приходит ответственность, а она всегда давила на Аллена.
Теперь Дэйв Аллен хочет чего-то большего. Хочет, чтобы ему вернули то, что он потерял. И, наконец, понял: бокс - это не шутка.