Известный боксерский инсайдер, аналитик телеканала ESPN Дэн Рафаэль объясняет, почему легендарный украинский боксер, двукратный чемпион мира в супертяжелом весе окажется в Зале славы и почему достижения Кличко уникальны для профессионального спорта.
«Когда-нибудь Владимир Кличко получит тот почет и уважение, которого он заслуживает за то, что был выдающимся чемпионом в супертяжелом весе.
Недооцененный на протяжении всей своей карьеры, он ушел из бокса на своих условиях две недели назад. Он решил выйти на пенсию в 41-летнем возрасте, несмотря на то, что все еще оставался выдающимся бойцом и имел прописанное в контракте право провести матч-реванш с Энтони Джошуа, и в случае победы вернуть титулы. Их бой, состоявшийся в апреле на «Уэмбли» в присутствии 90 000 зрителей, который Кличко проиграл нокаутом в 11-м раунде, после того, как сам отправил соперника в тяжелый нокдаун в шестой трехминутке.
Как это случается со многими великими бойцами, их наследие и величие понимаешь спустя годы. Как, например, это было с экс-чемпионом мира в супертяжелом весе, членом Зала боксерской славы Ленноксом Льюисом, которого не ценили во время его расцвета, но теперь почитают. Вспомните об этом спустя годы, когда еще раз будете оценивать звездную 21-летнюю карьеру Владимира Кличко. Поверьте, он получит гораздо больше уважение, чем тогда, когда доминировал почти целое десятилетие, уничтожая одного претендента за другим.
Кличко удерживал титулы дольше (девять лет, семь месяцев и семь дней), чем любой супертяжеловес из всех когда-либо живших на нашей планете, если его не звали Джо Луис. Он последовательно защищал свой титул (18 раз) чем любой супертяжеловес из всех когда-либо живших на нашей планете, если его не звали Джо Луис (25) или Ларри Холмс (20). Он объединил три основных пояса, и главная причина, по которой он никогда не посягал на четвертый, заключалась в том, что им владел его старший брат Виталий, а они обещали своей маме, что никогда не будут драться друг с другом.
Тем не менее, многие годы Кличко подвергался нападкам, поскольку иногда был более сконцентрирован на собственной защите и тактике, чем на агрессии в ринге, поэтому его бои были не всегда зрелищными. Но отсутствие захватывающих боев не означает, что он не был велик. Представьте себе Флойда Мэйвезера, но гораздо выше и тяжелее.
У Кличко были громкие поражения? Конечно, с этим глупо спорить. Поражения от джорнимена Росса Пьюритти в 1998 году, проигрыши нокаутом Корри Сандерсу в 2003-м (окончание первого правления украинца) и Ламону Брюстеру в 2004-м, вне всякого сомнения, играют против него. Но нужно учитывать всю карьеру Кличко, а также, как он реагировал и выходил из поражения, особенно после поединка с Брюстером (позже, он сполна отомстил американцу в одностороннем поединке).
После этого поражения Кличко казался «мертвым» почти для всех. Да и он сам сомневался в себе. Он стал олимпийским чемпионов, выиграл титул чемпиона мира, а в итоге оказался в ситуации, словно окунувшись головой в грязь. Но с помощью покойного великого тренера Эмануэля Стюарда он не просто восстановил карьеру, а и вошел в число великих, закончив выступления с показателями «25-4, 19 КО» в титульных чемпионских боях.
Во время своего второго великого титульного правления Кличко не только доминировал в дивизионе, он даже редко проигрывал. После проигрышу Брюстеру в 2004-м, Владимир не проиграл ни одного поединка, пока не уступил Тайсону Фьюри в 2015-м, а затем не выдал лебединую песню в бою с Джошуа.
С 2004-го по 2015-й год он выиграл 22 боя кряду и объединил три титула чемпиона мира. Именно тогда Кличко укрепил свое наследие, дав понять, что это его время. Если бы он был американцем, а не гражданином Украины, он бы купался в лучах славы.
Критикам нравится говорить, что Кличко сражался в слабую эпоху тяжеловесов. Это правда, но, все дело в том, что большинство периодов в самой престижной весовой категории были слабыми. Есть только два, которые выделяются как великие. Эпоха 1970-х годов, возглавляемая Мухаммедом Али, Джо Фрейзером и Джорджем Форманом. А также 1990-е годы, когда лучшим был Леннокс Льюис, Форман второй раз взобрался на трон, в строю был Майкл Мурер, а из тюрьмы вернулся Майк Тайсон, которым так и не стал прежним после поражения от Бастера Дагласа.
Говорите все, что хотите, о периоде, на протяжении которого дрался Кличко, но он точно не хуже того, в котором царствовал Майк Тайсон. Последний, к слову, во время своего первого правления провел только половину защит от количества титульных боев Владимира во время своего второго царствования в супертяжелом весе (9 против 18). Оппозицию Луиса и вовсе называли «задницей мамочкиного клуба».
Никто не может сказать, что Кличко побеждал только мешков. Он бил много по-настоящему качественных противников, таких как Сэмюэл Питер (дважды), Крис Берд (дважды), Дэвид Хэй, Александр Поветкин, Руслан Чагаев, Султан Ибрагимов, Тони Томпсон (дважды), Келвин Брок, Кубрат Пулев, Брайант Дженнингс, Джамиль Макклайн И Рэй Мерсер. Фактически, из его 18 титульных боев во время его второго царствования, восемь - были против ранее непобежденных противников.
Заключительный бой Владимира, проигранный Джошуа, не может стать для него потерей. Во-первых, это было так захватывающе и так драматично. Во-вторых, Кличко показал большое сердце. Плюс, никто не должен списывать всех побежденных им хороших бойцов, только потому, что эти бои были односторонними. Ведь именно его талант, боксерский интеллект и разнообразный арсенал, включавший в себя, пожалуй, лучшую правую руку, джеб и левый крюк в боксе и сделали эти бои односторонними.
Кличко следует ценить не только за его достижения в ринге, но и за человеческие качества. Великий боец на ринге, гуманитарий за его пределами. Он поддерживает многочисленные благотворительные акции, в том числе, и связанные с детьми. Несмотря на интенсивную карьеру, он занимался самообразованием. У него никогда не было ни намека на какие-то проблемы вне ринга.
Впервые я встретил Владимира Кличко и его брата Виталия в 2001 году в Лас-Вегасе на съемочной площадке фильма «11 друзей». С тех пор я беседовал с ним бесчисленное количество раз, занимался многими его боями, а также общался и переписывался с ним. Не уверен, что когда-либо слышал от него проклятия в чей-то адрес, или просто плохие слова.
Он был выдающейся фигурой в боксе, и когда его карьера подошла к концу - как и все хорошее в жизни, он должен был правильно определить дату. Он ушел из бокса на своих условиях, и не будет пытаться очернять свое наследие, сражаясь в погоне за своей лучшей версией, как многие боксеры.
Многие уже отдали ему должное за это решение. Когда-нибудь они предоставят ему остальную часть кредита, заслуженного за долгую и выдающуюся карьеру, которая обязательно будет оценена по достоинству по прошествии лет».