Вскоре после того как первый поединок бывшего чемпиона мира в тяжёлом весе Риддика Боу и Эндрю Голоты едва не завершился классическим апсетом исполнительный директор New Jersey State Athletic Control Board Ларри Хаззард-старший поразмышлял о потенциальных положительных моментах, которые были сведены на нет уродливыми беспорядками после этого поединка, который состоялся вечером 11 июля 1996 года в Мэдисон Сквер Гарден.

«В чём бокс нуждается, так это в ярком поединке, в котором андердог может совершить большой апсет», - говорил Хаззард. «Мне нравятся апсеты. Посмотрите, какой ажиотаж возник, когда Бастер Дуглас нокаутировал Майка Тайсона в Токио. И знаете, что? У нас это почти произошло несколько недель назад. Избиение Эндрю Голотой Риддика Боу в Гарден, было бы наиболее близко к победе Дугласа над Тайсоном. Бой мог стать самым зрелищным поединком за последнее время. Вместо этого поединок завершился дисквалификацией и беспорядками. Почти мгновенно что-то великое превратилось в нечто ужасное. Апсеты - это хорошо, но беспорядки - определённо плохо».

Голота, андердог в соотношении 12 к 1, по-видимому находился на пути к победе на карточках судей, которую он вряд ли упустил бы, несмотря на три снятых штрафных балла за неоднократные удары ниже пояса, когда он нанёс на один удар больше чем следовало в не очень защищавшую его соперника чашку Боу в седьмом из запланированного на 12 раундов боя. Кривясь от боли, «Большой папочка» рухнул на канвас, что побудило рефери Уэйна Келли немедленно дать отмашку и объявить Боу победителем дисквалификацией. И когда огромная свита Боу во главе с его разъярённым менеджером Роком Ньюманом выскочила на ринг, чтобы атаковать Голоту и его команду, волнения перекинулись на зрительские места, где несколько фанатов бойцов вступили в потасовку. На поединке присутствовали 11 252 человека, что вызвало хаос, длившийся 36 минут, до тех самых пор, пока к службе безопасности арены не присоединились вызванные для оказания помощи офицеры полиции Нью-Йорка.

GettyImages-157079075-768x515

Бой выплеснулся с ринга за его пределы

Одним из пострадавших оказался 74-летний тренер Голоты Лу Дува, которого выдавили за канаты. Ныне покойный Дува имевший в анамнезе коронарную болезнь был доставлен на машине скорой помощи в больницу Нью-Йоркского университета, где, как сообщалось, находился в стабильном состоянии. В целом Дуве повезло. Итогом, когда всё было сказано и сделано, стали 16 арестов и 22 пострадавших. Одной женщине, похоже, досталось больше чем другим - она бродила с почти опухшими глазами и ни к кому конкретно не обращаясь кричала: «Посмотрите, что они со мной сделали!». Через шесть дней после происшедшего трое жителей Бруклина подали иск на 4,5 миллиона долларов к Мэдисон Сквер Гарден, Боу и Ньюману, заявляя в поданных в суд документах, что их сбили с ног, избили и топтали.

В 2021 году исполнилось 25 лет со дня этого боя, который навсегда останется напоминанием фанатам бокса о том, насколько тонкой может быть грань между восторгом от посещения долгожданного спортивного соревнования и анархией. Обвинительные персты быстро нашли свои цели и многие из них оказались нацелены на Ньюмана, которого оштрафовали на 250 000 долларов и дисквалифицировали на один год. Казалось логичным, что Ньюман изображался главным организатором беспорядков - он буквально перешагнул через своего лежавшего на канвасе бойца на пути к Голоте после объявления о дисквалификации. Другой подручный Боу Бернард Брукс-старший, толкнул Голоту сзади, на что Голота ответил ударом. Кто-то (в разное время идентифицированный как сын Брукса и Джейсон Харрис) ударил Голоту по затылку рацией, разбив ему голову до крови.

«Подобную ситуацию необходимо пресекать до того, как она начинается», - выразил мнение бывший сотрудник Атлетической комиссии штата Нью-Йорк Хауи Альберт, о том, что, по его мнению, можно было предотвратить. «В команде Боу было 20 парней? Это нелепо. Должны быть только люди работающие в углу и точка».

GettyImages-157079073-768x504

Следует, однако, отметить, что ответственность вполне можно было возложить на обе стороны. В то время как интимные части тела Боу были повреждены множеством незаконных ударов ему пришлось терпеть зрелище своей матери, Дороти Боу, в состоянии почти истерики. Боу, в конце концов, был объявлен победителем в бою, в котором возможно, не был полностью готов к успеху, так как не находился в надлежащих кондициях. За два дня до боя он весил 252 фунта, что было на тот момент рекордом в его карьере и на 17 фунтов больше веса Боу при завоевании им титула чемпиона мира в первом поединке с Эвандером Холифилдом 13 ноября 1992 года.

«На момент начала боя в нём должно быть было не менее 260 фунтов», - сказал о Боу ещё один бывший чемпион мира в тяжёлом весе с историей поражений Тим Уизерспун. «Я понял с первого раунда, что ночь для него будет долгой».

Вскоре после начала боя стало очевидно, что медалист Олимпийских игр 1988 года в Сеуле в тяжёлом весе (Боу взял серебро на категорию выше, где золото досталось Ленноксу Льюису, а Голота, представлявший Польшу, уехал с бронзой) Голота был на пути к (как говорил Хаззард) магическому перформансу, который Дуглас продемонстрировал против Тайсона в 1990 году. Статистика ударов, собранная CompuBox, показала, что Голота донёс 243 удара из 440, что было чрезвычайно высокими 55,2 процентами, при 143 точных ударах Боу из 361 (39,6 процента).

Даже несмотря на снятие с него рефери очков в четвёртом, шестом и седьмом раундах, Голота лидировал со счётом 67-65 на двух из трёх официальных оценочных картах и 67-66 на третьей. Если бы только он поднял прицел своих ударов на подбородок Боу и его корпус, а не ниже пояса, то без шансов бы победил, может быть, даже нокаутом.

«Парень выигрывал бой с огромным отрывом», - сказал Альберт о Голоте. «Он избивал Боу».

Но самым большим препятствием на пути Голоты к победе в эту ночь, как и в будущие, оказался человек, отражение, которого он видел, когда смотрелся в зеркало, а не боец в противоположном углу. Нью-йоркский писатель Майкл Кац окрестил Голоту «Грязным поляком» - нелестное, но совершенно точное прозвище, подчёркувавшее его склонность ненамеренно или преднамеренно выходить за рамки правил. Среди нарушений Голоты в прошлом был эпизод, когда он ударил Самсона Поуху в шею в их поединке 16 мая 1995 года, за что не был оштрафован и победил в пятом раунде, а также вопиющий удар головой Данелла Николсона 15 марта 1996 года, за что он также не был наказан и выиграл техническим нокаутом в пятом раунде.

GettyImages-157079076-768x514

Вступая в их первый бой, Боу считал Голоту лёгкой работой

Боу знал, что Голота имеет опыт нарушения правил и заранее пообещал в случае необходимости ответить на грязь.

«Если он укусит или боднёт меня, то в ответ получит взбучку», - пообещал Боу, очевидно забыв добавить удары ниже пояса к списку предполагаемых нарушений Боу.

Но угроза «Большого папочки» «глаз за глаз» или, может быть, «яичко за яичко» осталась только словами. Раунд за раундом его били, как справедливо, так и нет. Он не мог победить… до тех пор, пока не сделал это через соответствующее, хотя и несколько запоздавшее решение рефери.

То что произошло стало ударом по боксу.

«Я был здесь в 1979 году когда раздались выстрелы во время боя между Эдвином Вируэтом и Эстебаном де Хесусом», - рассказал бывший редактор Ring Стив Фархуд, сравнивая две тёмных для сладкой науки ночи. «Но это было не сравнимо. Это могло стать последним вечером бокса в Мэдисон Сквер Гарден».

К счастью, этого не произошло. И «Боу-Голота II», запланированный на 14 декабря 1996 года 10-раундовый бой с трансляцией на PPV, прошедший в конференц-зале Атлантик-Сити (ныне Boardwalk), не стал похоронным звеном боёв в этом приморском городке. Но, как ни удивительно, бой стал случаем, когда молния ударила дважды одним и тем же образом - невероятность, которая даже сегодня не поддаётся логике.

Действительно, «Грязный Поляк» снова показал себя, существом со сбивающими с толку привычками. Несмотря на то, что он получил пару очков штрафа, одно за преднамеренный удар головой в дополнение к стандартному вычету за удары ниже пояса, Голота, очевидно не способный менять свои привычки, ударил Боу двумя ударами значительно ниже пояса в девятом отрезке. Боу упал, а когда он поморщившись встал, прощупывая промежность, то ему торжественно подняли руку.

Статья в Philadelphia Daily News тогда пыталась объяснить необъяснимое: «Одно поражение дисквалификацией окутало Голоту атмосферой таинственности, два отметили его как своего рода чокнутого, столь же вредного для себя, как и для противников».

rsz_gettyimages-157079139-768x502

Ещё один бой Боу-Голота, ещё одна дисквалификация

По прошествии времени расхождение путей, по которым шли Боу и Голота, в зависимости от точки зрения, становилось всё очевиднее. Голота продолжал расстраивать тех, кто верил в его талант, но не мог понять противоречивую работу его ума. Даже невзирая на последовательные поражения дисквалификацией против Боу 4 октября 1997 года он провёл бой за титул чемпиона WBC в тяжёлом весе против Леннокса Льюиса, проиграв нокаутом в первом раунде. Один представитель СМИ заранее пошутил, что публика должна прийти «посмотреть бой за корону в тяжёлом весе и фамильные ценности». Однако на этот раз Голота не протянул достаточно долго, чтобы получить возможность потрясти ценности Льюиса.

Ещё два поединка серьёзно подорвали репутацию Голоты. Одним из них стало его поражение техническим нокаутом в 10-м раунде от Майкла Гранта, над которым он доминировал с самого начала запланированного на 12 раундов поединка 20 ноября 1999 года. Однажды упав в роковом 10-м раунде, Голота, который восстановился до конца отсчёта и был далеко впереди, отказался продолжать. Похожая ситуация произошла, когда он вступил в бой с коллегой-нарушителем правил Майком Тайсоном 20 октября 2000 года в Оберн-Хилл, штат Мичиган. В поединке объявленном как «Плохие парни» Голота отказался выйти в третий раунд, заявив, что Тайсон не был наказан за удар головой.

«Я никогда не видел более вопиющего акта трусости на ринге», - жаловался исполнительный директор Showtime Джей Ларкин на Голоту, поединки которого, по его словам, никогда больше не появятся в кабельной сети.

Тогдашний тренер Тайсона Томми Брукс, придерживался другого мнения:

«Я искренне считаю, что Эндрю не трус. Я думаю, что он страдает приступами паники и считаю, что у него произошёл один из них».

Голота покинул ринг после того, как проиграл в шестом раунде Пшемыславу Салете 23 февраля 2013 года в Гданьске. Официально его окончательный рекорд составил 41-9-1 при 33 досрочных победах, хотя можно утверждать, что виновником двух его поражений, а, возможно, трёх или более, стал он сам. Он никогда не баллотировался в Международный зал боксёрской славы - честь, которую он не заслужил по ряду причин и какие бы ни были аргументы в пользу того, что он заслуживал бы номинации в IBHOF, если бы только умел обуздать и контролировать своих внутренних демонов, это навсегда останется вопросом предположений.

Боу, которому также 53 года, член IBHOF с 2015 года и заслуженно. Его рекорд остановился на отметке 43-1 при 33 нокаутах, но некоторые наблюдатели будут продолжать задаваться вопросом, мог или не мог бы он изменить ход своих двух встреч с Голотой, если бы не получил победу из-за слишком большого количества низких ударов со стороны поляка.

Так или иначе 25 лет назад была написана глава в истории бокса, которую, возможно, не следовало писать так, как это было сделано. Но ведь история не терпит сослагательного наклонения, не так ли?..

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях Facebook Вконтакте Instagram
Добавил SD 21.03.2022 в 11:21

Похожие темы

Самое читаемое

Самое обсуждаемое