Экс-чемпион Bellator и действующий обладатель титула One Championship в полусреднем весе, Бен Аскрен, в интервью MMA Fighting обсуждает сильнейшие качества Хабиба Нурмагомедова, а так же анализирует его поединок с Тони Фергюсоном и вероятный бой против Конора МакГрегора.
- Я заметил, что говоря о Хабибе Нурмагомедове, ты не скрываешь восхищение его игрой. Это справедливая характеристика?
«Да, это так. Совершенно справедливо. Очевидно, что он очень хорош в своем деле. Никто не смог побить его, или хотя бы приблизиться к тому, чтобы сделать это. Его стиль невероятно эффективный и доминирующий»
- Мы говорили с тобой о тех местах, откуда он родом, о Дагестане. Ты бывал там раньше, когда боролся по любителям?
«Нет. Единственный Кубок Мира в России, где я выступал, проходил во Владикавказе, который, насколько я понимаю, очень близко к Дагестану. Это два места, Дагестан и Осетия, две российских провинции, если хотите. Они находятся рядом друг с другом. Многие борцы мирового уровня родом как раз оттуда. Если говорить о борьбе, то дагестанцы выступают не только за Россию, но и представляют такие страны, как Франция, Азербайджан, Украина, и многие другие. На последних олимпийских играх бойцы из этого региона представляли четырнадцать различных стран, или что-то около того»
- Географически, в мировых масштабах, это очень маленький регион, но он имеет огромное количество людей, которые хороши в борьбе и грепплинге. Давай сосредоточимся на борьбе. По твоему опыту, что делает их такими хорошими борцами?
«У них есть к этому тяга, все идет от этого. Это давно превратилось в систему. Вы знаете, я читаю сейчас книгу, она называется «Код таланта», так вот ее автор как раз изучает такие места и пытается разобраться, почему небольшие регионы бывают чрезвычайно богаты на таланты в определенных видах спорта. Он описывает остров Кюрасао и бейсбол, Южную Корею и женский гольф. В мире полно таких мест и он изучает их и пытается понять, почему люди из этих регионов так хороши в своем деле. Ему определенно стоит побывать в Дагестане и попытаться разобраться в этом вопросе. В основном, все, конечно, построено на традиции. Если один чего-то добился, следующему будет легче добиться того же, имея перед глазами пример. Это стало своеобразным стандартом. Если вы родом из Дагестана или Осетии, вы стремитесь выиграть мировой титул. Вот как обстоят дела»
- Вы можете рассказать о самом процессе? Должна же быть какая-то система отбора такого рода талантов?
«Я очень много об этом думал. Если взять Соединенные Штаты, такие регионы как Пенсильвания, Питтсбург, Кливленд, Огайо, все они являются кузницей хороших борцов в нашей стране. Большинство стипендиатов, национальных чемпионов, родом именно оттуда. В их семьях это давно стало традицией, потому что боролся их отец, боролся их дядя. Думаю, это основной принцип, какой бы вид спорта мы не брали. Вероятно, Дагестан в этом смысле не является исключением. Это традиция, когда с детства все начинают бороться, кто-то отсеивается со временем, но лучшие остаются»
- Давай поговорим о стиле Нурмагомедова. Когда ты смотришь его поединки, то, как он проводит тейкдауны и осуществляет контроль, что ты видишь?
«Все знают, что его базой является самбо. Он самбист. Но знаете, я никогда не видел, чтобы самбисты так проводили тейкдауны. Никогда в жизни. Если мы посчитаем самбистов, добившихся успеха в ММА, мы поймем, что их не так уж и много»
«Не помню, говорил ли он об этом, но насколько я понимаю, его отец был очень успешным борцом, так что предполагаю, борцовскую базу он получил еще в детстве, будучи ребенком. Вероятно, у него перед глазами всегда был пример, кто-то успешный, и он пытался равняться на этих людей. Возможно, это подстегивало его, и он думал, 'Я могу добиться успеха в борьбе, я могу добиться успеха в самбо', а потом он переключился на ММА. Я не знаю точно, как именно все это происходило, но исходя из того, как он хорош в борьбе, с большой долей вероятности могу предположить, что борется он с детства»
- Давайте представим, что кто-то его не видел. Как бы вы описали его стиль этому человеку?
«В первую очередь на ум приходит его умение держать удар, сохранять хладнокровие, и способность входить в контакт с противником. Некоторые парни, такие как Хабиб, умеют входить в контакт с соперником через минимальный ущерб. Забавно, но не многие бойцы ММА с борцовской базой это демонстрируют. А все дело в том, что в вольной борьбе, переведя противника вниз, вам не нужно его контролировать - вы должны его перевернуть. Именно поэтому выходцы из вольной борьбы так редко используют тейкдауны. Хабиб же демонстрирует просто невероятный, тотальный контроль, чего я не видел у других представителей вольной борьбы. В этом смысле хорошим примером является Йоэль Ромеро. Он борец вольного стиля. Он может провести тейкдаун, когда пожелает, но его контроль оставляет желать лучшего, потому что он никогда этому не учился»