АЛЕКСАНДР КРУГЛОВ
Юбилейный, 50-й турнир Fight Nights ожидался по-особому. На него получил приглашение главный болельщик Фёдора Емельяненко, президент России Владимир Путин. В итоге он из-за занятости на экономическом форуме не смог посетить событие, зато зрители увидели потрясающее шоу. Об ажиотаже на "Сибур Арене" лучше всего говорят забитые проходы. Люди сидели на лестницах и поддерживали Последнего Императора буквально в каждом вздохе. Чуть раньше выходили на ринг бойцы «Фёдор-тим» и компании Fight Nights. Живущий в Крыме уроженец Луганска Валентин Молдавский быстро «задушил» в стойке своего немецкого оппонента Даниэля Дёррера. Соперник Расула Мирзаева бразилец Диогинис Соуза обещал жёсткую рубку, но уже в первом раунде оказался бит в партере. А затем уже Вадим Немков жёстко добил поляка Миколая Розанского, а Сергей Павлович не оставил шансов Шабану Ка.
В тот момент казалось, что и все бои с участием иностранных спортсменов закончатся досрочно и победно для россиян. Первыми «традицию» нарушили балканские гости. Серб Владимир Филипович оказался настолько стойким, что достоял до финального гонга. Будучи чистым грепплером он три раунда спасался в партере и даже получал выгодные позиции, но Токов разбивал его в стойке и умело противостоял грепплингу серба. Хорват Матей Трухан столь же успешно три раунда защищался против Ахмеда Алиева. Более того, его заруба в стойке позволила сорвать не одну порцию оваций в зале. Кирилл Сидельников с первых минут набросился на немца Рубена Вольфа, но тот не только выдержал стартовый натиск, но даже провёл равный третий раунд. Наконец, Виталий Минаков не стал откладывать дело в долгий ящик и поймал Питера Грэма на рычаг локтя уже в первом раунде.
«Наша вера православна»
Тема стойкости сербских бойцов не закрылась с уходом из клетки Владимира Филиповича. Долгожданный выход Фёдора Емельяненко сопровождался именно сербской песней «Наша вера православна». Последний Император ничем не отличался на выходе от себя в лучшем состоянии. Также скромно смотрел в камеру, приветствовал зрителей одной рукой и был готов, несмотря на добродушный вид, уничтожить соперника. Фёдор тщательно выцеливал Мальдонаду с первых секунд, затем разрядил в его голову мощнейшую серию. Надо отдать должное бразильцу, который умело перекрывался от града ударов Емельяненко и ждал своего шанса. Такой шанс бразильцу предоставился через полторы минуты поединка. Он зацепил Фёдора встречным боковым, после которого бой уже не был прежним. Емельяненко не только тяжело упал под ноги сопернику, но и оказался под градом ударов в партере. Каждую секунду зал содрогался от того, что рефери Виктор Корнеев может остановить встречу, кричал: «Федя, Федя!», - и верил в чудесное спасение. Наш лучший боец в истории ММА не просто выживал, а делал это с умом и не только отлежался в партере и убежал в стойке от соперника, но и в клинче действовал на удивление грамотно для находящегося в стоячем нокдауне бойца. Как отметил мой коллега Константин Устьянцев, Фёдору можно было отдать победу уже после героического первого раунда. Состояние грогги у него было и раньше в бою с Казуюки Фудзитой и Дэном Хендерсеном, но сейчас, видя волю Фёдора, нельзя было не восхищаться. Человек три минуты провёл на грани нокаута, восстановился и дальше провёл бой по-другому. Описывать второй и третий раунды особого смысла нет. Емельяненко перебивал своего оппонента в стойке, временами слишком опускал руки и пропускал удары навстречу, но довёл дело до победы. В том, что он выиграл второй и третий раунды, сомнений не было ни у кого, разве что за первый раунд можно было дать 10-8 в пользу Мальдонаду и зафиксировать общую ничью, что и сделала единственная женщина-рефери Мария Махмутова.
Стоит ли Фёдору завязывать?
Дальше ярые поклонники Фёдора, не воспринимающие альтернативное мнение, могут не читать. Сразу оговорюсь, что никогда не принадлежал к армии горе-фанатов, которые говорили, что Мальдонаду - мешок и Фёдору нужно драться только в UFC. Дело в том, что мы - никто, чтобы давать советы человеку, который сделал ММА в России популярным видом спорта. Он вправе заниматься, чем угодно, а мы должны понять и простить. Однако в данном случае во мне говорит лишь забота о здоровье Емельяненко. Фёдор за всю свою карьеру пропускал много ударов, но столько, сколько прилетело ему в первом раунде, не было даже в кошмарном бое с Бигфутом Силвой. Рефери Виктор Корнеев очень чётко обосновал, почему не остановил бой. Фёдор всё время защищался, выбрасывал руки, убирал голову и оказывал сопротивление, а потому бой должен был продолжаться. Иногда от потрясающего героизма бойцов не могут спасти и даже рефери. Второй спорный момент - судейский вердикт. Куча экспертов сейчас начнёт объяснять, что нужно было ставить ничью или даже победу Мальдонаду. Но со стороны лагеря бразильца претензий не было, а судьи рассудили по справедливости по десятибальной системе, согласно которой Фёдор выиграл второй и третий раунды. Однако, несмотря на драматичную и яркую победу, даже у нас закрались сомнения. Фёдор вытащил такой бой не у Стипе Миочича или Каина Веласкеса, а у бойца, списанного UFC «на берег».
В разменах с Мальдонаду Последний Император много промахивался, а с середины второго раунда держал руки пониже спины, что подвергало неоправданному риску его голову. Временами бой напоминал рубку возле сельского клуба, но если у Емельяненко оставались в козырях техника и выучка, то Мальдонаду лишь отбивался, но при этом был опасен, как раненый носорог. Недавний уход из жизни почти 30 лет страдавшего болезнью Паркинсона Мохаммеда Али должен стать и сигналом для Фёдора. Достояние нашей нации не должно получать удары в таком количестве, а большую пользу могло бы принести в воспитании учеников и популяризации единоборств. Будь на месте Мальдонаду любой топовый боец UFC, всё бы не закончилось таким хэппи-эндом. Впрочем, Фёдор уже давно никому ничего не должен и вправе сам принимать решение по поводу своей карьеру. Судя по тому, как он вытащил почти проигранный бой, он в этом даст фору многим из нас.