Он был наделён природой блестящими навыками бокса и сокрушающей мощью в обеих руках. Но его внутренние демоны направили его на путь саморазрушения, который привёл к потере карьеры, семьи и чувства собственной ценности. Когда он воспрял, казалось исцелился и вернулся к рингу, ущерб, уже причинённый его телу этими годами злоупотреблений, остановил его в возрасте тридцати четырех лет, приведя к смерти в доме родителей.
Было время, когда Эдвина Розарио считали следующим великим пуэрто-риканским бойцом, а некоторые даже сравнивали его с Роберто Дюраном. Его популярность росла экспоненциально в течение короткого периода времени и к 1983 году, в возрасте двадцати лет, он стал чемпионом WBC в легком весе победив единогласным решением будущего члена зала славы бокса Хосе Луиса Рамиреса.
Его звезда продолжила восход, когда он нокаутировал Роберто Элизондо в первом раунде, а затем провёл драматичные двенадцать раундов с обладателем золотой медали Олимпийских игр 1976 года Говардом Дэвисом, победив своего соперника раздельным решением. Это стало победой, продвинувший его в верхний эшелон крупнейших телевизионных звезд бокса и в число лучших боксёров мира.
Но тут всё изменилось.
Реванш с Рамиресом ожидавшийся любителями бокса с нетерпением, был в итоге организован. Но это возвращение не сложилось для Эдвина также удачно, как предыдущий бой. Отправив Рамиреса, на канвас дважды в первом и втором раундах, Розарио потерпел крах в четвертом, когда после продолжительной безответной атаки Рамиреса, рефери Стив Кроссон остановил бой.
Эдвин Розарио родился в Ингенио, Тоа Баха в Пуэрто-Рико. В юном возрасте он от друзей детства получил прозвище «Чапо», что было урезанной версией "Чапаррито", что означало «маленький человек».
По словам Розарио, в возрасте восьми или девяти лет, он увидел тренажерный зал Lecittown и решил узнать, что происходит внутри. Запах тренажерного зала, звуки ударов по мешку и мачизм бойцов в тренировках, увлекли маленького Эдвина и тренер Мэнни Скиака, позже говорил, что ребенок был бойцом от природы. Его врожденные способности быстро проявились и в Розарио с ранних лет были видны задатки будущего чемпиона мира.
Для «Чапо» одним из источников вдохновения стал его старший брат «Папа» Росарио, который пришел в бокс несколькими годами ранее, и находился на начальном этапе многообещающей карьеры. По трагическому совпадению судьба Эдвин в чём-то повторил судьбу своего брата. «Папа» поддался влиянию улиц, в конечном итоге погибнув в инциденте, связанном с наркотиками. Эдвин, находившийся на втором году своей карьеры был опустошен и решил посвятить всю свою будущую тяжелую работу в ринге памяти старшего брата.
Когда он в конечном итоге заслужил титульный бой против Рамиреса, Эдвин был к этому готов, при том, что противник был гораздо более опытен. В близком бою Розарио одержал победу, но не избежал неприятностей, повредив правое запястье. Последующая операция удерживала его вне бокса в течение длительного периода времени и Эдвин чувствовал, что операция на запястье, продолжала беспокоить его на протяжении всей карьеры, так как не была вылечена должным образом.
«Та первая операция не увенчалась успехом», - сетовал он. «Они хотели сделать еще одну, с пересадкой костного трансплантата. Но если бы они это сделали, я не думаю, что смог бы снова сражаться. Это было реально тяжелое время. Меня беспокоило будущее моей карьеры».
Розарио, отказавшись от дальнейших операций занялся иглоукалыванием и двинулся дальше. Он чувствовал, что запястье не исцелено должным образом или просто убеждал себя в этом, изменив свой стиль в пользу большего использования правой. Это часто вызывало проблемы в некоторых из его выступлений. Он зачастую быстро стартовал, ища раннего нокаута, как в бою против Говарда Дэвиса-младшего. Если нокаут не приходил, его скорость и сила ударов тревожно западала. Иногда он, казалось, ходил по рингу. Но, чаще всего при помощи эмоциональной накачки в углу, огонь возвращался и драматизм действия в ринге вновь возрастал.
После поражения от Рамиреса его путь в ринге сопровождал шёпот о том, что Росарио никогда не был так хорош, как все полагалось вначале. Эти критические замечания беспокоили его до самого конца. Одно поражение, в бою, удостоенном звания боя года по версии RING magazine, не должно было бы уменьшить число фанатов и ставить под сомнение его способности, но это происходило. По словам Эдвина, это была просто плохая ночь.
«Я пытался нокаутировать его в ранней части боя», - сказал он позже. «Я проиграл. Это часть бокса».
Никакое другое объяснение этому по сути и не тркбовалось. Рекорды с отсутствием поражений в боксе редки, и в большинстве случаев они результат того, что боец избегает поединков с лучшими противниками. Тем не менее, по сей день, ноль в колонке потерь бойца, похоже, имеет значение для некоторых людей, хотя это и полная глупость. Но это запало в мозг Розарио, заставляя его задавать себе те же самые вопросы о себе, какими задавались.
Несколько побед после возвращения, включая победу над одним из будущих победителей Хулио Сезара Чавеса Фрэнки Рэндалла, оживило его карьеру и вернула Розарио на главную сцену.
В июне 1986 года, будучи явным андердогом, он столкнулся с одним из самых больших имен в боксе того времени, Гектором «Мачо» Камачо. В бою который как многие полагали, станет лёгкой прогулкой для Камачо, Розарио серьёзно потряс своего дерзкого противника в пятом раунде отлично выверенным левым крюком. В раундах, жесткого противостояния казалось, Розарио заработал расположение зрительного зала. Он вновь потряс Камачо в одиннадцатом еще одним коротким левым крюком, заставив того отступать и защищаться оставшуюся часть боя.
Затем, когда оценочные карточки судей были оглашены и раздельное решение отошло к Гектору, Эдвин пребывал в шоке от такого итога, а реакция толпы усилила его настроение.
«Я был потрясён, когда было объявлено решение, - сказал он, - но люди начали освистывать его и поддерживать меня».
В надежде на матч-реванш, который так никогда и не случится (Камачо, несмотря на все свое бахвальство, не захотел снова связываться с Розарио) WBA поднял «Чапо» в своем рейтинге, обязав его сразиться с чемпионом Ливингстоном Брамблом.
Снова огромный андердог Розарио вошел в ринг, необычайно уверенно и спокойно. Все было окончено уже во втором раунде, когда правая Розарио приземлилась на обычно надежный подбородок Брамбла, не оставив вопросов о результате и победителе боя.
Розарио немедленно вызвал на реванш Камачо, который одержал трудовую победу решением в главном событии на той же карте в бою со стареющим Корнелиусом Бона-Эдвардсом. Но Гектор не согласился на реванш. Многие считают, что в результаты боя против Эдвина, повредили его боевой дух и он уже не был прежним бойцом.
Казалось Розарио вновь нашёл себя, но в 1987 году он скрестил перчатки с с Хулио Сезаром Чавесом, находившимся на пике своей формы. Чавес разбил Розарио в одном из лучших выступлений своей продолжительной карьеры. Когда глаза Розарио опухли, кровь текла из рассечения в рот, а тело было разбито левыми крюками в печень, он продолжал сражался показывая сердце чемпиона, пока бой в конце концов не был остановлен его углом в одиннадцатом раунде.
Вновь Эдвин был вынужден подниматься в рейтингах, и когда Чавес покинул дивизион, он снова сразился за свой старый титул с Энтони Джонсом, остановив его в шестом раунде. Одержав победу, он стал одним из немногих бойцов, трижды выигрывавших титул чемпиона мира в одном дивизионе.
Затем он принял бой против Хуана Назарио, бойца, которого он уже побеждал нокаутом в восьмом раунде за три года до этого. Но в этот раз Назарио поменялся с ним ролями когда Розарио отказался от продолжения боя по причине травм после восьми раундов.
Примерно в это же время начали появляться слухи о нарушениях режима Розарио за пределами ринга. Но он, казалось, пресёк измышления, когда перешёл в первый полусредний вес и остановил чемпиона WBA Лорето Гарза в третьем раунде. Но затем, в своей первой же защите, он был шокируеще остановлен в первом раунде Акинобу Хиранакой.
После этого ничего уже не было прежним. Он проиграл в реванше Фрэнки Рэндалу, а затем окунулся в мир наркотиков и алкоголя, которые увели его из ринга на четыре года.
Отчаявшись, и находясь в тяжелом жизненном положении, он был арестован за кражу пива из местного супермаркета. Его нисходящая спираль почти завершилась, жена и дети исчезли и в разобранном состоянии, Розарио вернулся к своим родителям, прийдя к выводу, что его единственное безопасное убежище это боксерский ринг.
Он вступил в программу реабилитации наркоманов и алкоголиков и, в конце концов, вернулся в зал. Но Эдвин больше не был той звездой к которой проявляли интерес крупные телевизионные сети. Вместо этого он стал сражаться на неясных картах с сомнительными оппонентами и происходившее негативно сказывалось на его теперь хрупкой психике.
1 декабря 1997 года он навестил свою бывшую жену и четырех дочерей, но внезапно ушёл, пожаловавшись, что чувствует себя не хорошо.
После возвращения в дом родителей Розарио сказал, то же самое, и прошёл в свою комнату прилечь. Через час отец пришел проверить его и нашёл сына мёртвым в своей кровати. Ему было только тридцать четыре года, когда он ушел.
Аутопсия показала, что Эдвин умер от аневризмы, вызванной скоплением жидкости в легких. Доктор также предположил, что его прошлая история с наркотиками и алкоголем, способствовала смерти, хотя их и не было найдено в его организме после смерти. К сожалению, всё выглядело так, что Розарио пытался оставаться чистым и наладить свою жизнь, когда всё внезапно закончилось.
Несмотря на печальный спад его последних лет и не реализованный полностью потенциал боксёра, похороны Розарио в Пуэрто-Рико были по размаху похожи на прощание с павшим героем. Было подсчитано, что более пяти тысяч человек отправились на похороны или выстроились вдоль улиц, пока гроб медленно следовал на кладбище.
Это не должно было закончиться таким образом для Эдвина Розарио. Слишком много обещаний и слишком большой талант для такого печального конца. Но наркотики и алкоголь не выбирают кого лишить будущего. Они могут покалечить любого и любой жизненный путь. Настоящая трагедия короткой жизни Эдвина заключается в том, что последние год или два он пытался наладить свою жизнь. Но его телу было достаточно и его время истекло там, где все начиналось - в доме его родителей.
Тем не менее, Эдвин Розарио имел карьеру, которая стоит того, чтобы к ней обращаться вновь и вновь. Когда он был в форме, он был очень хорош, практически велик. Есть, по меньшей мере, дюжина боев, в которых он участвовал, обязательных к просмотру для истинного любителя бокса. И те истинные азарт и волнение, которые он приносил в ринг вместе со своими умениями и боевым духом в итоге привели его к включению в Международный зал славы бокса в 2006 году. В этом смысле Розарио теперь мирно сосуществует со всеми другими призывниками в Канастоте - воин ушел домой. И в этом есть что-то утешительное.