В 2015 и 2016-м дела у бокса шли настолько плохо, что мы были вынуждены написать вот такой текст. После боя Мейвезера с Пакьяо в боксе образовалась определенная пустота, которую никто не спешил и не мог заполнить. Сауль Альварес откладывал бой с Геннадием Головкиным, Адонис Стивенсон - с Сергеем Ковалевым, а Тайсон Фьюри спускал честно заработанные деньги на шоколадки и кокаин.
Примерно в это же время, в 2015 году смешанные единоборства получили мощнейший толчок. Все больше людей узнавали занятную историю об ирландском водопроводчике и суровом парне в папахе из Дагестана. В это же время UFC наглядно показывали одну простую вещь - лучшие могут драться друг с другом прямо здесь и сейчас, и вовсе не обязательно ждать несколько лет. В 2016 мнение о том, что более молодой спорт окончательно перехватил инициативу у закисшего старика-бокса, лишь укрепилось. Как оказалось - зря. В 2017 году бокс сделал очень мощный камбэк и восстановил позиции. И вот как это вышло.
Что происходило в боксе
В конце апреля Владимир Кличко отправился в Великобританию, чтобы на глазах у 90 тысяч зрителей на «Уэмбли» подраться с непобежденным Олимпийским чемпионом Энтони Джошуа. Для Кличко это был четвертый бой подряд с непобежденным соперником. За 11 раундов зрители увидели четыре нокдауна, второе подряд и последнее в карьере поражение Кличко.
Второй большой поединок состоялся уже в июне в Лас-Вегасе. Андрэ Уорд сумел остановить Сергея Ковалева и поставил большой знак вопроса в дальнейшей карьере «Крашера». Да, показатели продаж оказались даже хуже, чем в первом бою, но поединок получился действительно интересным и совершенно точно - обсуждаемым.
За два дня до боя Ковалева и Уорда из Лас-Вегаса прилетела информационная бомба - Флойд Мейвезер и Конор МакГрегор договорились о бое. Насколько большими боями не были бы Кличко - Джошуа и Головкин - Альварес, объективно, о них не говорилось столько, сколько говорилось о новом «бое века», тем более это был первый случай, когда действующий чемпион UFC дрался по правилам бокса.
Главная звезда смешанных единоборств будет убедительна побита, самые доверчивые и наивные люди вроде президента WBC Маурисио Сулеймана, объявят, что бокс победил ММА, МакГрегор и Мейвезер отправятся пересчитывать деньги.
16 сентября Геннадий Головкин и Сауль Альварес постараются вернуть зрителей в славные времена дикого бокса и будут заливать своей кровью зрителей в первых рядах.
Итого - четыре супер-боя, которые могут быть интересны массовому зрителю. В масштабах поменьше все было тоже очень хорошо - небитый Кит Турман дрался с небитым Дэнни Гарсией, Дэвид Хэй сенсационно проиграл Тони Белью, формально лучший боксер мира Роман Гонсалес проиграл неизвестному человеку из Тайланда, Майки Гарсия побил Эдриена Бронера и встретился лицом к лицу с Василием Ломаченко.
Отличным завершением боксерского года станут два события - боксерская суперсерия, где будут драться лучшие бойцы первого тяжелого веса, за исключением Дениса Лебедева и возможный супер-бой для эстетов - по слухам, 9 декабря на профессиональном ринге встретятся два двукратных Олимпийских чемпиона. Гильермо Ригондо поднимется на две весовые категории, чтобы стать сложнейшим соперником в карьере Василия Ломаченко. Этот поединок настолько крут, что его ждет даже Конор МакГрегор.
Что происходило в ММА
ММА, поставляющий большие бои в основном через UFC, лишился трех крупнейших звезд - Ронда Раузи была разбита и сосредоточилась на женском счастье. Конор МакГрегор приостановил карьеру и засобирался в бокс. Брок Леснар не удержался и принимал допинг прямо в день боя с Марком Хантом, чуть позже снова завершив карьеру.
Главным поединком для российских зрителей должен был стать бой Хабиба Нурмагомедова и Тони Фергюсона. Как мы знаем сейчас, этот поединок так и не состоится в 2017 году. И это определенная тенденция этого года - срыв боев.
В феврале за несколько часов до боя с Федором Емельяненко Мэтт Митрион отправляется не в раздевалку, а местную больницу из-за проблем с почками. В начале марта Хабиб Нурмагомедов не появляется на официальном взвешивании перед боем с Тони Фергюсоном. В июле к этой компании присоединяется Аманда Нуньес, отказавшаяся от поединка с Валентиной Шевченко за несколько часов до боя из-за проблем со здоровьем.
Вторым плохим знаком для ММА становится появление временных титулов. Обладателями таких поясов Макс Холлоуэй и Роберт Уиттакер. В октябре такой титул разыграют Тони Фергюсон и Кевин Ли, но ценность этого ремня лучше всего охарактеризовал президент UFC Дэйна Уайт, честно признавший, что наличие временного титула в легком весе никак не гарантирует бойцу поединок с МакГрегором.
И это третий момент - шоу становится важнее спорта. Это не обязательно плохо, но когда бой с чемпионом в среднем весе (до 84 кг) Майклом Биспингом получает только что вернувшийся из отставки бывший чемпион в полусреднем весе (до 77 кг) Жорж Сент-Пьер - это не очень здорово хотя бы для среднего веса. Йоэль Ромеро, временный чемпион Роберт Уиттакер, «Жакаре» Соуза и бывший чемпион Люк Рокхольд - кажется, любой из этих бойцов заслуживает боя с чемпионом чуть больше, чем не дравшийся в этом весе Сент-Пьер. Но пресловутые большие бои решают. Большие с точки зрения медийности, но насколько действительно будет крут бой 38-летнего англичанина с 36-летним канадцем - сказать сложно.
Итого - в активе ММА только один действительно большой бой, и речь идет про поединок Джона Джонса и Даниэля Кормье. Долгожданный реванш все-таки произошел, и один из величайших бойцов в истории спорта подарил нам историю о Майке Тайсоне, который бы смог. Сразу же Джонс взялся за второй супер-бой, вызвав на поединок Брока Леснара, но все закончилось очень плохо - Джон снова провалил допинг-тест.
Деньги
Долгое время ММА не могли конкурировать с боксом в плане гонораров, но в прошлом году ситуация немного изменилась. Больше Конора МакГрегора смог заработать только Мэнни Пакьяо, и это должно было стать хорошим знаком.
Но революции не произошло. В 2017 году ММА терпит финансовый разгром от бокса. Лишившись Ронды Раузи, Брока Леснара и Конора МакГрегора, ММА больше не может конкурировать с самыми высокооплачиваемыми боксерами. Это можно увидеть в двух наших отчетах по гонорарам бойцов из бокса и ММА.
Энтони Джошуа и Владимир Кличко заработали от 13 до 20 миллионов долларов и обязательно стали бы главными претендентами на самые большие гонорары в ударных видах спорта, если бы не Флойд Мейвезер и Конор МакГрегор. Фиксированный гонорар ирландца - 30 миллионов долларов, и это в 10 раз больше крупнейшего гонорара «Ноториуса» в UFC. Сам Конор говорит про 100 миллионов, и именно такой фиксированный гонорар у Флойда Мейвезера. Если все прошло хорошо, это число превратится в 300 миллионов. Прекрасная математика.
В ММА больше всех заработал Федор Емельяненко - около 2 миллионов долларов и Даниэль Кормье - фиксированный гонорар которого за бой с Джонсом составил 1 миллион долларов. В реальности Даниэль получил порядком больше. Но даже если речь идет о 3 миллионах долларов - это явно не 10 миллионов долларов Мэнни Пакьяо за бой с Джеффом Хорном и не 6,5 миллионов Андрэ Уорда за бой с Сергеем Ковалевым.
И это важный момент. Поединок Кормье с Джонсом продает 860 тысяч платных трансляций. Поединок Уорда с Ковалевым - 130 тысяч. Бой Даниэля Кормье оказывается интереснее примерно в 6 раз, но американец получает в 2 раза меньше своего коллеги из бокса.
Чтобы вы понимали ситуацию, 3 миллиона долларов - это гонорар Хулио Сезара Чавеса-младшего за имя отца в бою с Саулем Альваресом. Если учесть, что в апреле Кормье победил Энтони Джонсона и заработал 600 тысяч долларов, мы получим неутешительный вывод: Хулио Сезар Чавес за один бой с Альваресом заработал почти в два раза больше, чем Даниэль Кормье за два боя с Джонсоном и Джонсом.
Последний штрих - официальный гонорар Джонса за бой с Кормье - 500 тысяч долларов. Официальный гонорар Андрэ Берто за бой с Шоном Портером - 1,2 миллиона долларов.
Перспективы
Главной проблемой бокса пока остается тот факт, что для боя на +10 миллионов долларов, в нем должен участвовать 40-летний боксер. И оба боксера, кто пробили «десятку», завершили карьеры. Есть сомнения в том, что МакГрегор вернется в ММА и в том, что Валентина Шевченко станет новой Рондой Роузи, а Роберт Уиттакер - Андерсоном Силвой. В общем, наблюдать гонку бокса и ММА в 2018-м станет еще интереснее.
Уже через пару недель Геннадий Головкин и Сауль Альварес определят одного из, если не лучшего боксера планеты, и в случае победы у каждого будут интересные варианты. Интересно будет посмотреть и реванш, и трилогию. В первом тяжелом весе в мясорубке супер-серии будет определен лучший боксер всего дивизиона и главное - будущее самого формата.
В супертяжелом весе дикий треугольник Джошуа - Уайлдер - Фьюри должен превратиться в точку и выявить лучшего супертяжеловеса на планете. Из тех, кто весит меньше 70 кг, выделяется Василий Ломаченко - ему 29 лет, его дела ведет человек, который знает, как сделать из боксера супер-звезду, и у него какой-то космический запас в превосходстве над остальными.
Для ММА важно, вернется ли Конор МакГрегор и что произойдет, когда наконец подерутся Нурмагомедов и Фергюсон. UFC ждет более харизматичного чемпиона в тяжелом весе, чем Стипе Миочич, и надо признать, что в первой десятке немного людей, кто подходит на эту роль. Фрэнсис Нганну выглядит пугающе, но его еще ждут проверки.
При этом UFC начинает поджимать бокс географически. Довольно сложно себе представить большое боксерское шоу в Бразилии, Швеции, Нидерландах или Сингапуре. Среди многих стран выделяется Австралия, чье правительство не жалеет деньги на бокс и может позволить себе организовать бой местного бойца с Мэнни Пакьяо. При этом Мельбурн пока сохраняет рекорд по самому посещаемому поединку в UFC. Его установили Ронда Роузи и Холли Холм в 2015-м. И до сих пор некому перебить - в том числе, и Мэнни Пакьяо, проигравшему Джеффу Хорну на глазах у 51 тысячи человек, на 5 тысяч меньше, чем было в предпоследнем бою «Роуди».
Если UFC продолжает расширять географию и популярность, бокс не стесняется смотреть в сторону молодого конкурента и перенимать опыт, например, возвращая бои на бесплатное телевидение для привлечения новой аудитории.
В конечном итоге, конкуренция двух видов спорта пойдет на пользу каждому. Кто знает, сколько бы еще протухал бокс, если бы UFC не оказался столь успешным?