Сэмуэль Элиас по прозвищу «Голандец Сэм»
Даты рождения и смерти: 4 апреля 1775 года - 3 июля 1816 года:
Родился: Лондон, Англия
Рост: 5'6» (1 м. 67 см.)
Вес: 130-134 фунтов
Посужной список:
«Голандец Сэм» является Членом Международного боксерского зала славы и считается многими величайшим маленьким боксером в ранней истории бокса. Будучи ростом только 1 м. 67 см., он никогда не дрался более, чем в 134 фунтах (легкий вес), но его значительная сила удара позволяла ему биться с более крупными противниками. В эпоху, когда большинство боксеров дрались 20-25 раз в карьере, Голандец Сэм провел около 100 поединков, проиграв только дважды. Сэм был из района Уайтчепел в Лондоне, в котором позднее родились легендарные еврейские бойцы Джек Берг и Тед Льюис.
В Великобритании на рубеже XVIII и XIX веков евреев иногда именовали голландцами, но при этом с куда большим основанием. Так называли только евреев, приехавших из Голландии, которых было не так мало. Видимо, родители Сэмьюэла Элиаса были из их числа, потому что ему самому, хоть он и родился в Англии, присвоили кличку, почти заменившую ему его собственное имя, - Dutch Sam (Голландец Сэм).
Семья проживала в, мягко говоря, не самом фешенебельном районе Лондона под названием Уайтчепел. Родился Сэм в 1775 году и большую часть своего небогатого образования получил на улице, где очень быстро утвердился в качестве человека, с которым лучше не связываться, хотя не отличался устрашающими габаритами. Он и взрослым-то был ростом меньше 170 см, а весил всего около 60 кг. Но у него было два незаменимых достоинства: абсолютно неукротимый нрав и чудовищный удар.
История умалчивает о том, как именно юный Сэм отоваривал своих уличных противников, но достоверно известно, что, едва он начал свою профессиональную боксерскую карьеру, а случилось это, когда ему уже было за двадцать, как в его арсенале появился дотоле невиданный удар. Наносил его Сэм только с правой руки, и шел он от пояса вверх в челюсть соперника, прошивая его выставленные для защиты руки. Удар этот поначалу назвали undercut (андеркат), что приблизительно можно перевести как режущий снизу. Позднее его переименовали в uppercut (апперкот), то есть режущий вверх.
Существует гипотеза, что удар этот придумал не сам Сэм, а его друг Даниэль Мендоса. Пусть фамилия не вводит вас в заблуждение: Мендоса был таким же испанцем, как Сэм - голландцем. В общем, хрен редьки не слаще. Мендоса был самым выдающимся боксером своего времени. В своем "боксерском" романе "Родни Стоун" Артур Конан Дойль в одном эпизоде описывает боксерскую тусовку тех лет, подробно рассказывает о Мендосе и Голландце Сэме, а потом добавляет: "Я увидел еще пять или шесть бледных еврейских лиц, из чего было ясно, что евреи Хаундсдитча и Уайтчепеля весьма энергично завоевывали себе место среди боксеров усыновившей их страны и так же, как и во всех других, более серьезных областях человеческой деятельности, оказывались среди лучших из лучших».
В виде отступления коротко остановимся на Мендосе. По своим данным он был не более чем приземистым средневесом (рост - 170 см, вес - обычно 70-76 кг) и не обладал мощным ударом даже для своих габаритов, стал в 1794 году чемпионом Англии в тяжелом весе. Восторга это не вызвало. В 1795 году он встретился с восходящей звездой Джоном Джексоном, который был выше него на 10 см и почти на 20 кг тяжелее. А если добавить, что дрались тогда голыми кулаками, и в боксерский арсенал входили все приемы греко-римской борьбы, и вообще тогдашний бокс куда больше напоминал современные бои без правил, чем бокс наших дней, то преимущество это было еще более значительным.
Тем не менее Мендоса дрался более чем достойно, но в 9-м раунде Джексон схватил его за длинные волосы левой рукой, пригнул вниз, а правой стал без устали молотить по лицу, пока не забил. Правила того времени были весьма размытыми, и никто толком не мог сказать, разрешен такой прием или нет. Точнее, конечно, знали, что он запрещен, но уж очень хотелось избавиться от Мендосы, и решили, что Джексон сделал все по правилам. В общем, если нельзя, но очень хочется (или очень надо), то можно. При этом если бы Мендоса выкинул подобный трюк, то его бы съели живьем, и это тоже все понимали.
Мендоса был гением защиты и придумал множество приемов, которые поражали современников, вообще был чрезвычайно изобретателен во всех смыслах. Кроме того, именно он придумал взимать плату со зрителей, но собственно к боксу это отношения не имеет. Мог ли он придумать апперкот? Наверно, мог, хотя сам им и не пользовался. Скорее, все-таки его изобрел сам Голландец Сэм, которого знаменитый историк старого бокса Пирс Иган назвал "одним из самых талантливых, если не самым талантливым бойцом в королевстве».
С весовыми категориями тогда была такая же неразбериха, как и с правилами, и обычно Сэм дрался с людьми тяжелее себя, часто значительно. Голандец Сэм начал свою профессиональную карьеру в начале 1800-х годах как охотник за головами в эпоху «правил Бротона». Это правила, установленные в 1743 году Джеком Бротоном, считавшимся отцом английского бокса. В частности в Правилах утверждалось, что удары по линию талии разрешены, но боец не мог поразить соперника, как только он упал. Фактически, нокдаунды означали разделение раундов, так как упавший боец имел 30 секунд, чтобы вернуться в центр ринга, или же он проиграет. Если боец, с помощью своих секундантов добирался до центра, бои возобновлялись и это считалось новым раундом. Таким образом, бои регистрировались в соответствии с количеством раундов и количеством времени. «Правила Бротона» были заменены только в 1838 году «Правилами лондонского королевского ринга» Пугильского общества».
Названный «одним из (если не) лучшим бойцом в королевстве», ранним историком бокса Пирсом Иганом в Боксиане в истории древнего и современного бокса, Сэм начал боксерскую карьеру 12 октября 1801 года как Гарри Ли. В тот день Сэм победил боксера по имени Бейкер, человека намного большего, чем он сам. Это происходило на окраине за пределами Энфилда. По итогам боя он выиграл приз в размере пяти гиней (примечание: в то время драгоценные монеты были дефицитом и гинея составляла 27 шиллингов в банкнотах. В 1817 году гинея в качестве основной золотой монеты была заменена золотым совереном).
Успех вскоре последовал после того, как Сэм победил супертяжеловеса по имени Билл Шипли (именующегося Чемпионом Бродвея) в 1803 году всего за 15 минут, став преемником Даниэля Мендосы, героя еврейской общины Англии. Иган писал: «среди его собственных убеждений (евреев) он является объектом большой славы, и никакие деньги никогда не остановят его ни в каком мучительном случае». Прозванный «Человеком с железной рукой», о нем было написано, что удары Сэма «действительно ужасны».
7 августа 1804 года, недалеко от Хайгейта в Лондоне, он дрался в своем первом крупном бою, когда столкнулся с более крупным, более опытным и непобедимым боксером по имени Калеб Болдуин. Болдуин был фаворитом в начале схватки и к третьему раунду Сэм был готов сдаться. Его секунданты отказались позволить ему остановить бой и несколько раз отталкивали его в центр ринга. К 20-му!!! раунду Сэм набрал определенное преимущество, когда Болдуин начал колебаться, но в 26-м раунде «оба бойца были настолько истощены, что не могли встать ...» . Одиннадцатью раундами позже, бой наконец закончился, когда Болдуин сдался. Сэм выиграл приз в 25 гиней, а также титул в легком весе Англии (по некоторым данным).
В следующем году в августе Сэм вышел на ринг с человеком из Бристоля по имени Билл Бриттон и победил его в 30 раундах, выиграв приз в 50 фунтов стерлингов. Его следующий большой бой состоялся 6 февраля 1806 года в Мусли Херсте против Тома Белчера за приз в 50 гиней. Поединок, начавшийся с еще большего разногласия, прошел 57 раундов, и ставки ходили то в одну, то в другую сторону, когда двое бойцов сражались пока Блечер не сдался, а Сэм вновь победил. В июле следующего года бойцы снова дрались, поскольку друзья Белчера считали, что он выступил превосходно в первом бою, несмотря на сдачу. Поддержанный бывшими еврейскими бойцами Даниэлем Мендосой (его секундант) и Исааком Биттуном («держатель бутылки» - помощник), Сэм был настроен доказать, что он лучший боец.
Матч-реванш начался хорошо, и оба конкурента вернулись к своей игре. Историк Пирс Иган писал: «лучший раунд (пятый) никогда не был засвидетельствован ни в какой битве - техника, активность и неутолимый дух, все было здесь». Когда бой продолжился, двое бойцов избивали друг друга, но Сэм казался более сильным. В начале 33-го раунда по «измученному виду Тома было видно ... его удары не имели никакого эффекта, и он упал от полной неспособности продолжить». Белчер сумел встать и снова начал драться, но упал после пропущенного удара в 34-м раунде. При этом Сэм случайно ударил Тома, когда он стоял на коленях. Крики «фол» были услышаны сразу, но судьи не согласились с тем, было ли это фолом. Опираясь на прецеденты, бой был признан ничьей, и Сэм и Белчер согласились снова сразиться.
Третий бой с Белчером состоялся месяц спустя 21 августа 1807 года около Кроули в Сассексе. Сэм показал свое величие в поединке, поскольку он стал доминировать сразу (ставки были четыре к одному в его пользу в девятом раунде), а затем в 11-м раунде, удары Сэма были ужасны, и лицо и тело Белчера сильно пострадали, когда он упал от слабости. К 21-му раунду Сэм избивал Белчера у канатов и в финальных раундах: «... зрителям было очевидно, что Белчер не мог победить. Свирепость Сэма была огромной: он следовал за своим противником по всему рингу, нанося сильные удары по лицу и телу, разыгрывая смертельное наказание, пока его храбрый соперник не упал, полностью измученны»й. Бой длился 36 раундов, и Сэм заработал 50 фунтов стерлингов. По тем временам это была большая сумма, на которую можно было безбедно существовать целый год.
В конце 1800-х Сэм был лучшим легким бойцом в Англии, победив Билла Кроули за 25 минут 10 мая 1808 года и Бена Медли за 52 минуты и 49 раундов в Мусли Херсте 31 мая 1810 года.
Он ушел с ринга, но продолжал тренироваться так же, как и раньше, выпивая три стакана джина, принимаемых три раза в день. Безбедно существовать Сэм не умел. Он дрался как лев и пил как лошадь. Между прочим, еврейское сообщество не очень понимало, как к нему относиться. С одной стороны, он вроде бы прославлял нацию, с другой - ее же немножечко и позорил. Он постоянно упивался в стельку и буянил. Как-то раз он вышел из бара мертвецки пьяный, и здоровенный детина, которому случилось оказаться на улице в этом месте и в это время решил, что чемпион готов для того, чтобы его "взять", а потом рассказывать, как он нокаутировал самого Голландца Сэма. Тот смотрел мутными глазами перед собой и, если и видел своего неожиданного соперника, то вряд ли счел его таковым, а орясина, между тем, размахнулся и со всей дури нанес удар, при этом, как говорят, присовокупил еще пару слов о национальности Сэма. Тот упал. О том, что последовало дальше, все свидетели сообщают одно и то же слово в слово. Сэм мгновенно вскочил, причем вскочил с ударом, правым апперкотом. Бедный обалдуй рухнул и не подавал ни малейших признаков жизни очень долго. Только здесь есть расхождения: одни говорят час, другие - два. Между тем Сэм, похоже, сделал это "не приходя в сознание". Взгляд его не прояснился ни на секунду. Он просто, пошатываясь, побрел дальше. Вполне вероятно, он решил, что ему это приснилось.
В декабре 1814 года, несмотря на предупреждения врача, что он может умереть, если снова вернется на ринг после того, как поспорил с Биллом Носворти, когда был пьян. В этом году Носворти уже победил еврейского боксера Дэна Мартина, а лондонская еврейка попросила Сэма, чтобы вернуть себе честь. Отказавшись от выписки, Сэм проиграл этот бой молодому и тяжелому Носворти, к огорчению евреев Англии.
Тем не менее организм Сэма оказался не так могуч, как удар. Он умер в 1816 году, когда ему был всего 41 год, и все болезни, которые мучили его, были вызваны алкоголизмом.
Многие историки считают, что Сэм был первым бойцом, использующим апперкот, и он является членом Международного боксерского зала славы и Международного еврейского спортивного зала славы.
Когда Голландец умер, его сыну было всего восемь лет. Сын Сэма был также стал боксером, известным как Молодой Голандец Сэм, и им приписывают быть первой профессиональной командой отца-сына, действующими на ринге. Жена Сэма была христианинкой, а Молодой Голандец Сэм ушел из еврейской общины после смерти отца. Вряд ли Сэм успел многому его научить, скорее, тут взяла свое генетика. Мальчик, которого тоже звали Сэм, вырос несколько крупнее отца. Ростом он был где-то 175 см и весил не больше 65 кг. Насколько известно, стихов он не писал, но был красив, как лорд Байрон. По боксерскому таланту он оказался равен отцу, если не превосходил его. Уже в 15 лет в дебютном бою он нокаутировал очень сильного боксера Билла Дина. Young Dutch Sam (Молодой Голландец Сэм), как его назвали, умел в ринге все. Он великолепно передвигался, прекрасно защищался, очень точно и очень сильно бил. Последнее он явно унаследовал от отца. Он владел всем ударным арсеналом, в том числе и апперкотом, но мог забить хорошего соперника и одним левым джебом, как сделал, например, в бою с известным тогда боксером Джипси (Цыганом) Купером. Молодому Голландцу было далеко до двадцати, когда он стал чемпионом Англии в полусреднем весе. В 1834 году он покинул ринг так и не побежденным. Образ жизни он вел куда более умеренный, чем отец, но в этой семье мужчины, к сожалению, долго не жили. Молодой Голландец умер в 1843 году, в 35 лет. Многие по-прежнему считают его лучшим английским полусредневесом всех времен.
Отец и сын, Голанцец Старший и Младший.