Отечественные любители бокса старшего и среднего поколений хорошо помнят Александра Ягубкина. Этот высокий, но в то же время мощный боец с неизменными усами и суровым выражением лица был настоящим любимцем публики в первой половине 1980-х годов. Несмотря на выдающиеся физические данные и большую природную одарённость Ягубкин никогда в своих боях не делал ставку на нокаут, предпочитая двигаться, боксировать, обыгрывать оппонентов за счёт отточенной техники. И, несмотря на то что иногда Александр работал в довольно рациональной, экономной и где-то даже осторожной манере, советские почитатели бокса всё равно его любили. Потому что в его действиях проглядывалась подлинная боксёрская культура. И высокое мастерство его было видно невооружённым глазом.

Завоевав за свою достаточно короткую карьеру на ринге всевозможные медали и титулы, Ягубкин не сумел добраться лишь до самой престижной вершины для каждого боксёра-любителя - золотой олимпийской медали. Он мог выступить как минимум на трёх Олимпиадах, но по разным, не зависящим от него причинам не отбоксировал ни на одной из них. К сожалению, проявить свой недюжинный талант на главных соревнованиях спортивных четырёхлетий Александру было не суждено. Хотя он стал единственным из советских тяжей и супертяжей в истории, кому удалось выиграть золото чемпионата мира или олимпиады. Но Ягубкин ни о чём особо не жалел. У него с детства был непростой, прямой и временами даже дерзкий характер, из-за которого он не единожды страдал не только в спорте, но и в жизни. По большому счёту Ягубкин так и не нашёл себя после того, как повесил перчатки на гвоздь. Но до последних дней своей жизни он, опять же, ни о чём не жалел, и ни у кого ничего не просил…

Родители Александра Ягубкина были простыми рабочими на шахте, расположенной на Петровке - пролетарском районе Донецка. Мать, Екатерина Григорьевна, приехала в Донбасс из Курска и работала машинистом подъёмника, а отец, Геннадий Леонтьевич, родом из Оренбурга, был горнорабочим очистного забоя. Их сын Саша появился на свет 25 апреля 1961 года. Окраинная Петровка была одним из самых неблагополучных районов города. Но как говорил сам Александр Геннадьевич:

«Там пацаны с характером. В бокс из центра не идут, а идут с шахтёрских районов. Там маминых сынков меньше».

Поэтому ещё до Ягубкина на ринге блистали и другие уроженцы Петровки - двукратный чемпион Европы, призёр чемпионата мира Владислав Засыпко и чемпион Европы Александр Ткаченко. А нынешнее поколение боксёров уроженцев этого района представляет профи-боец Станислав Каштанов.

Справка
Александр Геннадьевич Ягубкин

Родился 25 апреля 1961 года - умер 7 августа 2013 года.
Достижения: Выдающийся советский боксёр-любитель. Выступал в весовых категориях до 91 кг и свыше 91 кг. Чемпион мира 1982 года, обладатель Кубка мира 1983 и 1985 годов, финалист Кубка мира 1981 года, чемпион Европы 1981, 1983 и 1985 годов, серебряный призёр чемпионата Европы 1987 года, чемпион СССР 1982, 1983, 1984 и 1987 годов, абсолютный чемпион СССР 1980 года. Заслуженный мастер спорта СССР (1982 г.).
Ягубкин в детстве сначала занимался футболом, потом плаванием. Но когда получил серьёзную травму колена, с этими секциями ему пришлось завязать. И вскоре, по инициативе двоюродного брата, наш герой попал в зал бокса, где работал молодой тренер Александр Михайлович Котов. Это произошло 17 сентября 1974 года, тогда Саша учился в 7-м классе. Как вспоминает Котов, уже спустя месяц он понял, что у него в руках жар-птица. Талант этого высокого паренька не вызывал сомнений. У него были все соответствующие качества, для того чтобы вырасти в высококлассного боксёра: сила, скорость, подвижность, реакция, координация и характер. Но Ягубкин был из тех, у кого способности были гораздо выше наклонностей. Поначалу он занимался с ленцой - посещал не больше пары тренировок в неделю, а когда спустя несколько лет за его плечами были уже победы на юношеском и молодёжном чемпионатах страны, он внезапно решил бросить бокс.

Но его наставник не мог позволить такому случиться. Котов обратился к городским властям, объяснив какое спортивное сокровище может потерять Донецк. И те через шахту выделили семье Ягубкиных вместо скромной полуподвальной квартирки, в которой они ютились, просторную квартиру в одной из новостроек города. После этого мать, Екатерина Григорьевна, которая была у них в семье главной, пригрозила Саше ремнём, если он впредь пропустит хотя бы одну тренировку. И опасавшемуся родительского гнева сыну не оставалось ничего иного, как снова окунуться с головой в занятия боксом. Будучи ещё чемпионом СССР среди молодёжи, 19-летний Ягубкин сумел в 1980 году выиграть абсолютное первенство страны среди взрослых. Тогда, находясь в весе до 91 кг, Александру удалось в финальном бою одолеть выступавшего в категории свыше 91 кг победителя абсолютного чемпионата СССР предыдущего года ленинградца Вячеслава Яковлева.

Параллельно с занятиями боксом Ягубкин учился. Сначала он окончил металлургический техникум в Донецке. Затем пошёл в Славянское авиационное училище, где находилась военная кафедра общества «Авангард», которое он и представлял большую часть своей боксёрской карьеры. Потом учился в Киевском институте физкультуры, но ушёл с пятого курса, поскольку из-за бокса попросту не хватало времени для занятий. Когда был курсантом в авиационном училище, самостоятельно пилотировал самолёт Ан-12, а впоследствии дорос до звания подполковника ВВС. На московскую Олимпиаду 1980 года Ягубкин, несмотря на молодой возраст, вполне мог попасть. Однако, несмотря на то, что Александр довольно легко переигрывал во время предолимпийских тренировочных сборов Петра Заева, на олимпийский ринг спортивные чиновники решили отрядить последнего. Мотивируя это решение тем, что Заев, дескать, постарше, более опытный и надёжный, а Ягубкин ещё молодой и у него ещё всё впереди.

Александр не отчаялся, а принялся в последующие годы штамповать золотые медали как внутрисоюзных, так и европейских и мировых первенств. Он четырежды становился чемпионом СССР, трижды был лучшим на чемпионатах континента, дважды брал золото на Кубке мира и в 1982 году добился главного успеха в своей карьере, выиграв чемпионат мира в Мюнхене в весе до 91 кг. Ягубкин буквально блистал на ринге в первой половине 1980-х годов. Он целенаправленно готовился к Олимпиаде 1984 года в Лос-Анджелесе, но вмешалась большая политика и СССР вместе с другими странами соцлагеря принял решение бойкотировать те Игры. Сожаление Александра было двойным, когда он узнал, что золотым медалистом той Олимпиады стал американец Тайрелл Биггс, которого он ранее побеждал на одной из матчевых встреч. В 1985 году Федерация бокса СССР признала Ягубкина лучшим советским боксёром года.

Но до Олимпийских игр 1988 года наш герой просто «не дотянул», поскольку по не зависящим от него причинам вынужден был повесить перчатки на гвоздь всего лишь в 26-летнем возрасте. Дело было в том, что высшие спортивные чиновники не простили Александру одного его дерзкого поступка. В 1983 году по приглашению местной федерации бокса Ягубкин со своим бессменным тренером Котовым отправился в Эквадор, дабы подтянуть уровень мастерства тамошнего тяжеловеса Луиса Кастильо, которого Александр перед этим разгромно победил в финале Кубка мира того же года, и в конце командировки провёл с ним показательный бой на публике. В то время на Эквадор обрушилось сильнейшее наводнение, и Ягубкин заявил, что оставляет причитавшиеся ему огромные премиальные от тамошней федерации в пользу пострадавших от стихии людей. Позднее Александр признался, что сделал это в отместку советским функционерам. Ягубкин знал, что дома ему перепадут крохи от этого огромного гонорара, поскольку за неоднократные победы на матчевых встречах СССР - США он получал всего лишь по 200 рублей.

Это решение родилось в голове Александра совершенно спонтанно. Тренер был в шоке, вымолвив только: «Ты что делаешь?!». А сопровождавший их в этой поездке представитель КГБ едва не упал в обморок. Затем, по прилёту домой, произошедшее происшествие, естественно, было отражено в рапорте этого офицера. И разборов полётов, конечно, избежать не удалось. И вот, когда в 1987 году Ягубкин несколько оступился, взяв на своём четвёртом чемпионате Европы в Турине не привычное золото, а серебро, на нём отыгрались сполна. Вскоре после возвращения домой Александр с другими боксёрами отдыхал в Крыму на спортивной базе в Алуште. В один из вечеров выпил шампанского, и тренера написали в спорткомитет докладную. После этого случая Ягубкин и вынужден был так рано повесить перчатки на гвоздь, к чему был совсем не готов.

Гордость советского бокса устроили тренером в ДС «Шахтёр» на «инженерскую» ставку в 120 рублей. Довольно скоро у Александра возникло желание «подрабатывать» на стороне. А поскольку времена наставали ещё те - самый разгар перестройки, то он вместе с приятелями начал на рынке крутить напёрстки. Неожиданно в 1989 году Ягубкину поступило предложение попробовать себя в профи-боксе. Александр должен был попасть в число тех отечественных первопроходцев, которые отправились боксировать на рингах Японии - Юрия Арбачакова, Орзубека Назарова, Вячеслава Яновского и других.

Однако по-прежнему имевшие зуб на Ягубкина спортивные чиновники снова встали у него на дороге. Как раз когда Александр подписал контракт и начал оформлять документы на выезд из страны, в центральной спортивной газете СССР «Советский спорт» появилась статья о нём под названием «Золотая перчатка под серебряным наперстком», которая, ясное дело, имела большой негативный резонанс. После этого путь в Японию для Александра был заказан. Вместо него боксировать в Страну восходящего солнца отправился его старый соперник по рингу и многолетний товарищ по сборной Вячеслав Яковлев.

Потом наступили «лихие 90-е», жизнь Ягубкина складывалась по-разному и была очень бурной - напёрстки сменились более серьёзными «бизнесами», появились связи с криминалом и конфликты с правоохранительными органами, а также сильное пристрастие к алкогольным напиткам, смерть первой жены Натальи, второй брак… Однажды Александру пришлось даже выручать своего знаменитого земляка-легкоатлета Сергея Бубку, на которого наехали местные донецкие бандиты с целью отнять призовые деньги. Ягубкин переговорил с криминальными авторитетами, и Бубку оставили в покое. В благодарность за это Сергей подарил приятелю-боксёру шикарный комплект спортивной экипировки. Но состояния себе Александр не сколотил, жил скромно - то в старой, многие годы не знавшей ремонта, обветшалой квартире, то на загородной даче, ездил на старенькой «девятке», а основным своим богатством считал семью и детей.

Дочь и сын от первого брака Ягубкина уже взрослые. Старший сын, которого тоже звать Александром, отслужил в десантных войсках, женился и подарил отцу внучку. Со второй женой Мариной Александр Геннадьевич воспитывал двух сыновей - Андрея и Антона. Со средствами к существованию у Ягубкина был напряг. Он, как и в молодости, просто отказывался у кого-то что-либо просить. Даже причитающейся ему спортивной пенсии не выбил.

«Ненавижу чиновников. Кто дрался на ринге, в чиновники бы не пошёл», - в сердцах как-то выпалил наш герой в одном из своих последних интервью.

Средний сын Ягубкина занимался плаванием, друзья отца приглашали его на борьбу, но сейчас он посвящает себя баскетболу. А вот самого младшего своего отпрыска Александр Геннадьевич, как и планировал, отдал на обучение азам бокса к своему, ставшему для него вторым отцом, тренеру Александру Михайловичу Котову, который работает в зале и поныне.

«У меня младший сын левша, бьёт жёстко, - с гордостью рассказывал Ягубкин. - А средний сын на баскетбол ходит. Спорт - это какая-то перспектива. А так что остаётся - в шахту лезть? Спорт - нормальная работа. Главное - хорошо её делать».

Александр Геннадьевич выражал надежду, что либо его сын, либо кто-то из других учеников Котова со временем «выстрелит на Олимпиаде, как Вася Ломаченко и другие ребята из нынешней сборной Украины, и прославит родной Шахтёрск».

С братьями Кличко их предшественник в украинском боксе почти не контактировал. Однажды Ягубкин пересекался с ними на чемпионате мира по кикбоксингу в Киеве, который проходил в 1995 году. Выигравший золотую медаль на тех соревнованиях Виталий Кличко попросил у него автограф. А вот с одним из самых богатых людей Украины, своим земляком-миллиардером Ринатом Ахметовым Ягубкин был знаком ещё с молодости. Ахметов предлагал Александру Геннадьевичу работу в своих бизнес-структурах, но наш герой отказался. «Я свободу люблю», - говорил он. Но, не являясь поклонником футбола, Ягубкин всё равно всегда желал донецкому «Шахтёру» только побед и завоевания титулов. Но и боксёрские турниры Александр Геннадьевич посещал редко. Зато с удовольствием играл в бильярд, а также постоянно смотрел по телевизору соревнования по этому виду спорта.

«Вообще, боксеры долго не живут, у них же год за три идёт. Удары по голове, нокаут», - говорил Ягубкин.

В последние годы он жил с женой на даче. Там и скончался - внезапно почувствовал себя плохо и спустя час сердце титулованного советского боксёра остановилось. Похоронили Александра Геннадьевича 9 августа в Донецке на кладбище «Донецкое море». По трагическому стечению обстоятельств за неполный год один за другим ушли из жизни все три советских чемпионов мира по боксу 1982 года. Сначала 16 октября 2012 года в возрасте 53 лет умер Александр Кошкин, затем 1 января 2013 года в 49 лет скончался Юрий Александров, а теперь, 7 августа, на 53-м году жизни не стало Александра Ягубкина. Земля вам пухом, чемпионы.

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях Facebook Вконтакте Instagram
Добавил SD 07.08.2018 в 15:45

Похожие темы

Самое читаемое

Самое обсуждаемое