Самый высокий российский тяжеловес (рост - 201 см) Александр Волков летом 2011 года получил диплом МГТУ им. Н. Э. Баумана по специальности «Динамика полёта и управление движением летательных аппаратов». В следующие полтора года он одержит восемь побед в ММА и станет первым чемпионом Bellator из России.

В единоборствах сложно кого-то удивить непростой судьбой. Когда у боксёра Руслана Проводникова после боя с Майком Альварадо в ёмкости с допинг-пробой оказывается жидкость бурого цвета (цвет мочи - следствие разрушения мышц от чрезмерной нагрузки), он понимает, что должен проводить такие бои ещё и для того, чтобы детство его ребёнка отличалось от его собственного, в котором были пакеты с клеем, квартирные кражи и нищета. Когда боксёр Лебедев встаёт на 11-й раунд боя, не видя одним глазом, это и героизм, и возможность обеспечивать семью, не работая охранником. Когда боец Шлеменко дерётся со сломанными руками, для него это идея и один из немногих способов заявить о себе за пределами района Московка в Омске. Но когда 21-летний студент из Москвы Александр Волков на время оставляет черчение с высшей математикой и идёт драться с 33-летним Ибрагимом Магомедовым, который тяжелее на 18 кг и провёл в шесть раз больше боёв в ММА, это решение сложно понять.

История Волкова как бойца началась, когда во второй класс школы № 53 пришёл тренер по каратэ и предложил записаться в секцию. Записались многие, через несколько месяцев ушли почти все. У Саши Волкова тоже было несколько шансов бросить, но так и не получилось.

-  Я мог приходить на уроки со сломанным носом, с синими предплечьями: удары в корпус блокируешь руками и остаются синяки. Мне задавали вопросы, но в основном преподаватели поддерживали. Потом, когда поступил в МГТУ им. Н. Э. Баумана, думал перестать выступать на соревнованиях. Думал, буду учиться на инженера и ходить в секцию по футболу или лёгкой атлетике. Нормативы я сдавал, даже в футбольную секцию как вратарь проходил. Но там нужна была справка от врача, а у меня с детства бронхиальная астма, каждый год это фиксировали, подтверждали диагноз. К 17-18 годам это проблем не доставляло, были только сезонные обострения или аллергические реакции, но медицинскую справку мне дать не могли.

Предлагали подготовительную группу, а это значит, что раз в месяц надо сдать реферат - и вся физкультура. В итоге я пошёл на секцию каратэ к Сергею Анатольевичу Катанскому - опять соревнования. Добавил тренировки по боксу, стал выступать в рукопашном бое, познакомился с другими тренерами, с людьми, которые мне помогли в карьере.

19 апреля 2009 года Волков за 80 секунд победил Николая Плешакова. Это был дебют в ММА и первый гонорар за бой - 5 тысяч рублей. Для сравнения, одна из подработок в студенчестве приносила 12 тысяч: «Мама устроила меня на производство, где работала сама. Она занималась пайкой электрических плат, а на мне была их упаковка и проверка. Я там проработал совсем мало, просто была возможность быстро устроиться и недолго поработать, чтобы получить какие-то деньги».

Тем не менее, пять тысяч за бой были первыми деньгами, которые принёс спорт.

- Я начал выступать профессионально, когда учился на четвёртом курсе. В это время как раз учебная нагрузка возрастает, начинается специализация. Поэтому я жил примерно в таком режиме: вставал где-то в 5:30, к шести утра шёл на Спартаковскую в зал к Станиславу Валерьевичу Фомину, потом к 8:30 - на первую пару. В университете четыре пары, потом в читальном зале делал что-то вроде домашней работы и убивал время, а вечером шёл в спортивный центр МГТУ на каратэ. Из приёмов пищи были завтрак и какие-то перекусы после пар. Приходил домой, что-то чертил для университета и ложился спать. Тогда казалось, я всё успевал.

Игорь Караев, первый менеджер Волкова в ММА, однажды сделал очень смелое предложение:

- Как-то мы пили чай в его чайном магазине, - рассказывает Волков, - и он предложил попробовать съездить в Старый Оскол к Фёдору Емельяненко. Мы не знали ни Фёдора, ни его команды, знали только номер рейса и аэропорт, куда он должен был прилететь после боя в США. Встретили его команду в аэропорту, и прямо там Игорь Николаевич договорился, чтобы я начал приезжать к Фёдору. В итоге несколько раз ездил в Оскол на сборы, мне начали предлагать выступать профессионально.

Про Фёдора. Не могу сказать, чтобы мы много общались или он давал мне много советов. Мы находились в одном помещении, жили в соседних комнатах, но скорее это было общение товарищей по команде. Помню, что мы провели спарринг почти сразу как я приехал. Когда в записи на этот спарринг посмотрел, удивился: думал, что будет хуже выглядеть. У Фёдора очень неудобные удары в плане траектории, сложно предсказать. При этом он очень лёгкий на ногах и бьёт очень сильно. Мне казалось, что меня в принципе так сильно никто не бил, хотя, думаю, он не выкладывался на полную. Было ощущение, что у нас очень разные уровни.

Тренер Фёдора Емельяненко позвонит Волкову и предложит один из самых важных боёв в карьере, тот самый, с Ибрагимом Магомедовым.

- Про бой с Ибрагимом мне сказали за неделю до турнира. Я тогда переболел гриппом и нигде выступать не собирался. Помню, мама как раз начала следить за моими боями, знала, что в Петербурге будет большой турнир, и сказала: «Вот хорошо бы тебе там подраться». Я говорю: «Ты видела, кто там дерётся? Я там вообще не в тему буду». Проходит неделя, сидим в кафе с моей будущей женой, звонит один из тренеров: «Саша, хочешь подраться через неделю?». Я посоветовался с другим тренером, перезвонил и согласился. Приехал на турнир, встал на весы - 96 кг. Соперник - 114 кг.

Через сутки после этого взвешивания Ибрагим Магомедов проиграет единогласным решением судей. После боя его секундант недовольно замахнётся на Александра полотенцем. Возможно, его огорчит излишне расчётливый подход Волкова к бою: у Ибрагима не получалось добивать в партере, но получилось устать и «напропускать» в третьем раунде от молодого соперника. Возможно, в команде Магомедова считали, что человек с таким детством, как у Волкова, никогда не сможет выиграть у бойца из клуба «Горец».

- Я же учился в лицее на Воробьёвых горах. С девятого класса у меня был научный руководитель, я занимался темой параболического крыла какого-либо тела для посадки на Марс: соревнования по моделированию, научные конференции, выставки экспериментальных моделей в Королёве. На выставке в РАН один раз я занял первое место.

В физкультуре у меня не было особенных успехов, хотя учителя знали, что я занимаюсь каратэ, при этом я ходил в музыкальную школу, играл на барабанах около двух или трёх лет. Занимался в театральном кружке «Космический театр»: в тёмном помещении показывали слайды, а фоном звучала космическая музыка. Актёры наизусть в микрофон просто читали сопровождающий текст. До сих пор помню постановку «Голос безмолвия». Про голос, который посещает выдающихся людей перед важными открытиями.

Волкову «везло» с соперниками, на фоне которых за него становилось страшно. Мрачный темнокожий шиномонтажник Бретт Роджерс, щетинистый болгарин Благой Иванов, крупногабаритный пожарный из Эстонии Денис Смолдарев в разное время дрались с ним и проигрывали.

Второго сентября в Роттердаме в главном бою турнира UFC Fight Night 115 Волков дрался с голландцем Стефаном Штруве (28 побед, 8 поражений в ММА). До встречи с Волковым Штруве видел многое: дебют в ММА в 17 лет, бои в Братске, Ливерпуле, Мюнхене и Киеве, уложившиеся в 60 дней. Голландец с 2009 года в UFC и остаётся единственным, кто побеждал действующего чемпиона в тяжёлом весе, Стипе Миочича, досрочно. Для того чтобы хорошо выступить в Нидерландах, Штруве готовился в США. Волков - один из немногих заметных бойцов ММА, кто родился, вырос и проводит бóльшую часть тренировок в Москве. В начале июля на спарринги к Александру прилетел бывший соперник Фёдора Емельяненко Сэмми Шилт ростом 212 см и провел в столице России около месяца.

В первом раунде Волков получил рассечение, на которое позже врачам придется наложить пять швов. Во втором два тычка в глаза. В третьем получать будет только Стефан Штруве. Волков снесет «Небоскреба» серией ударов в голову и добьет на земле. 10 000 болельщиков на арене Ahoy Rotterdam недовольно загудят.

Нокаут в бою со Штруве дает хорошие шансы встретиться с кем-то из первой пятёрки в бою за право стать претендентом на титул. Это выглядит очень небезопасным занятием, но у Александра есть удачная традиция. Он становился чемпионом в каждом из двух крупных промоушенов, где ему приходилось выступать.

- У меня действительно многое в жизни происходило спонтанно, а выглядело как стратегия. Проиграл Максиму Гришину (22 июля 2010 года, 9-й бой в карьере), контракт с М-1 не продлили, через два года я подписал контракт с Bellator. С моим первым соперником, Бреттом Роджерсом, должен был драться Руслан Магомедов. А потом мой товарищ по тренировкам, Михаил Заяц, приезжает из США и рассказывает: «Ты знаешь, что будешь с Бреттом Роджерсом драться?». А Роджерс тогда проигрывал только Фёдору Емельяненко и Алистеру Овериму (сейчас - №1 в топ-10 тяжеловесов UFC). В итоге я в этот турнир заходил бойцом, которому давали минимальные шансы на победу, а закончил его чемпионом Bellator.

После этого Волков проиграет титул Виталию Минакову, выиграет ещё одно гран-при, уйдёт из Bellator, станет чемпионом организации М-1 и подпишет контракт с UFC.

Во втором бою в UFC (15 апреля 2017 года) Волкова тестировал Рой Нельсон - человек, в котором удивительным образом сочетаются выпуклый живот и 14 побед нокаутами. За 15 минут боя Волков забил в Нельсона 122 удара и получил 26 500 долларов за победу.

- Но в детстве на улице я мало дрался, - вспоминает Волков. - Помню, первая драка случилась классе во втором. Мы договорились, что будем драться после школы, без ударов по лицу. В итоге мне как раз туда и залепили - для меня это был шок.

Был момент, когда у меня пытались отобрать телефон. Мне было лет 13-14, когда мобильные только-только начали появляться. У меня была Nokia с цветным дисплеем. Шёл в районе метро «Университет», вдруг трое парней начали пытаться заталкивать меня в арку, видимо, там хотели отобрать телефон. Драки как таковой не получилось, я вроде одного пнул ногой в голень или в колено, другого оттолкнул, сказал что-то… Они постарше были, но ничего у меня не отняли. Наверное, в тот момент я понял, что приобретённые навыки начинают работать.

Сегодня очень сложно найти человека, который при встрече с Волковым попытался бы у него что-то отобрать. К двум метрам роста «прилипло» 115 кг веса, а к тренировкам в Бауманке - занятия в Таиланде, Бразилии, США, спарринги с бывшими чемпионами UFC Фабрицио Вердумом и Андерсоном Силвой.

Сегодня Волков работает с Тарасом Кияшко, но это не совсем привычная модель «тренер-ученик».

-  Сейчас, например, мне может держать лапы другой тренер, потому что в данный момент мне удобнее, чтобы это делал более высокий человек. Нет проблем, если буду заниматься в другом зале. Для меня Тарас - это человек, который видит мой тренировочный процесс со стороны и может анализировать, что происходит, и обсуждать со мной. Но он для меня в большей степени тренер, чем какие-то люди, которые держат мне лапы или объясняют технику борьбы.

Когда слушаешь, как Волков сдал свой первый внеплановый допинг-тест (обязательная процедура для всех бойцов UFC), понимаешь, что роль Кияшко действительно намного серьёзнее, чем роль обычного тренера.

-  Я вообще на ночь обычно телефон отключаю. Как-то утром проснулся, увидел, что мне звонили с незнакомого номера, и не стал перезванивать, поехал на тренировку. Пока тренировался, ещё несколько раз звонили. Я подумал, что вряд ли мне звонят, чтобы много денег отдать. Не перезвонил. Вдруг звонит Тарас, говорит:

-  Ты куда пропал?

-  Никуда, был на тренировке.

-  Ты знаешь, что тебя комиссия ищет? Надо тест сдать.

И у меня как будто детали пазла сложились, сразу понял, кто мне названивал весь день. Перезваниваю, извиняюсь, говорю, что могу в любое время подъехать куда надо. Договорились встретиться в зале. По дороге купил бутылку воды, приехал, они немного недовольны были, сказали, что весь день меня искали. Правда, тест я сдал без проблем.

Насколько я понял, это были россияне, которых нанимает USADA. Потому что мне и звонили с российской сим-карты, и говорили без акцента. Видимо, они делают просто механическую работу - взять пробу, запечатать пробирку и отправить её почтой в США.

Если ММА называют самым динамично развивающимся спортом на сегодняшний день, то Волков остаётся динамично развивающимся бойцом внутри этого спорта. Ему потребовалось восемь лет, чтобы дойти от гонорара в пять тысяч рублей и статуса перспективного каратиста, заглянувшего в смешанные единоборства, до бойца UFC. За десять месяцев в самом престижном бойцовском промоушене Волков выиграл три боя из трех, получил за последний 80 500 долларов (Волкову дали бонус 50 тысяч за выступление вечера) и стал самым молодым бойцом в первой десятке рейтинга. Для дипломированного инженера из МГТУ им. Н. Э. Баумана это блестящий результат. Для бойца Александра Волкова - это ступень, чтобы подняться ещё выше.

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях Facebook Вконтакте Instagram
Добавил hrost 06.09.2017 в 18:38

Похожие темы

Самое читаемое

Самое обсуждаемое