Вся наша жизнь - выбор, и вся наша жизнь бой - бой с самим с собой. Ты всегда принимаешь решение только сам, и от этого зависит, на какой ты стороне.

Орзубек Пулетович Назаров

А кто вообще сказал, что в жизни будет легко? Что один всполох пламени озарит всю жизнь, и его теплом можно будет греться долгие годы? Так не бывает! Нужно работать долго, упорно, целенаправленно. Многих ли хватает на такую тяжелую и методичную работу? Многие ли могут годами ежедневно соблюдать режим и график? Многие ли будут идти напролом, несмотря ни на что, падать, вставать и опять падать, и снова вставать и подниматься еще выше?

Аэропорт Манас (1990 год)

Раннее утро. Странно, темно и непривычно. Одинокий и, казалось, заброшенный аэропорт, сиротливо стоящие самолеты, ожидающие своего взлета, чтобы хоть на какие-то часы полета опять ожить, встрепенуться и расправить свои железные крылья. После ярко освещенного Токио было ощущение, что прилетел не домой, а куда-то в совсем незнакомую страну, где никогда и не был. В родном Канте центр настолько изменился, что продолжаешь удивляться. Вагончики-магазины, которые появились в начале 90-х были повсюду, это не наши известные камки, а обычные железнодорожные вагоны на колесах. Они плотно оккупировали все свободное пространство не только в самом Канте, но и по центральной трассе между селами. Помню, когда уезжал, в Люксембурге был только один большой двухэтажный магазин «Люкс» - пережиток советской власти, к тому времени уже закончившейся. Он тоже стоял темный, забытый и покинутый. Да и бензиновый кризис - отсутствие заправок. Улыбался во все 32 зуба - бензовозы стояли длинными вереницами. Октановое число бензина писали мелом прямо на круглых боках цистерн.

Аэропорт Манас

(Фото 1. Аэропорт «Манас» в 90-е годы)

В те лихие 90-е, пожалуй, вся наша жизнь напоминала эти вагончики. Все старались адаптироваться к новому порядку, который пришел на смену старому советскому, рухнувшему в один день. Как и все мои соотечественники, по приезду я искал себя. Позже и у меня появилось два таких же вагончика, в которых стояли и торговали ребята.

Выбор

Как же изменился Фрунзе за тот год, пока я был в Японии. И мой маленький городок - мой Кант, где родился и вырос, где получил свои самые первые перчатки, не чьи-то общие, нет! Свои собственные! Новенькие и пахнущие кожей.

Кто-нибудь вообще задумывался о том, что вся наша жизнь - это выбор? Каждое мгновение решается путь, по которому мы пойдем дальше. Важность этого выбора ощущал на протяжении всей своей жизни. Ты делаешь себя сам, никто не может заставить тебя идти по пути, которому ты не хочешь. Так произошло и со мной. Совсем мелкому и юному пацаненку доставляло удовольствие мутузить соперников. Пусть не профессионально, просто как умел, но тот вкус детской победы помню до сих пор. Во рту легкий привкус крови, опьяняющий, как дурман, и вместе с тем отрезвляющий. Как-то раз обидели моего друга, и я пошел разбираться с его обидчиками. Тогда это называлось «посадить на отметку». Гораздо позже осознал, что в начале 80-х это и был самый настоящий мелкий рэкет. И если бы не пошло так, как пошло, то наверняка стал бы бандитом.

В Японии

(Фото 2. В Японии)

В 80-х годах в Канте было всего три спортивные секции, и выбор пал на бокс. Моим единственным тренером в любительском спорте стал Геннадий Федорович Аноприев. Он был больше, чем просто тренер, - учитель, наставник, второй отец... Чтобы как-то заинтересовать меня в посещении секции, мне было поставлено условие, что если не пропущу ни одной тренировки за месяц, мне купят боксерские перчатки. Не общие, которыми пользовались в зале все, а мои собственные. Возможно эти перчатки, которые казались для мальчишки чем-то трудно достижимым, но вполне возможным, и повлияли на мою судьбу. И должен сказать, что весьма сильно.

Тренер - Геннадий Федорович Аноприев

(Фото 3. Геннадий Федорович Аноприев)

Тогда встал выбор - пойти хулиганить с друзьями или же пойти на тренировку. Я стоял посреди своей комнаты, держа в руках плащ, и смотрел на спортивную сумку с тренировочной одеждой. В голове у меня были «весы»: на одной чаше новенькие и свои собственные перчатки, а на другой - дебоширство с друзьями. Тогда я выбрал перчатки и нисколько об этом не жалею. Правильный стимул в жизни - это залог успеха. И я благодарен Геннадию Федоровичу, научившему меня правильно расставлять приоритеты и находить правильные жизненные стимулы. Позже узнал, что то дебоширство добром для участников не закончилось. Да и запомнил навсегда, что вся наша жизнь - выбор, и главное - сделать его правильно.

Моя мама всегда хотела, чтобы я посмотрел мир. И когда пришло известие о том, что еду на сборы в Москву, сначала не поверила, а потом обрадовалась. Пока мы ездили по братским республикам, в принципе, ничего особо не менялось: все те же приветливые лица, все тот же достархан, привычная культура и конечно же кухня. Я очень люблю готовить! И по отзывам друзей, особенно удается узбекский плов, да и вообще люблю готовить все, что связано с мясом. Люблю морепродукты, это обожание появилось еще в Японии. Культура, традиции кухня - все было непонятно и настолько непривычно, что каждый раз мы удивлялись многообразию вкусов той же рыбы. Креветки обожаю до сих пор, готовлю их по-особенному.

В начале 90-х мы поехали под лозунгом «файтеры перестройки». Союз уже развалился, и мы делали то, что умели - дрались. Поступило несколько предложений уехать в Канаду, Европу, Америку и Японию. Я выбрал последнее. Объяснялось просто: только в Токио можно было взять с собой семью. В остальных случаях было жесткое условие - ехать только одному. Поэтому мы и полетели в страну восходящего солнца.

О.П. Назаров после боя в Японии

(Фото 4. Орзубек Назаров после боя. Япония)

Провел в Японии почти год. За это время было дано много интервью, в том числе и по ТВ. У них это часть контракта, так как имидж для профессионального боксера - это все. Мне дали прозвище Guusi Nazarov. Мне оно очень не нравилось, но оно сделало меня популярным. Честно скажу, было сложно. Вечно не хватало денег, жилья своего не было, постоянное место для тренировок тоже отсутствовало. Настал момент, когда попытался обратиться в Госкомспорт СССР, но там четко дали понять, что рассчитывать мы можем только на себя. Порой казалось, что все что можно сделать - это лишь верить в лучшее, Бога и бабушку...

Наверно Бог и моя бабушка меня охраняли, как бы странно это ни звучало. Очень многому в жизни меня научила именно она. Несмотря на то, что была неграмотной, она знала наизусть суры, важные для любого мусульманина. Была мудрой, справедливой и всегда поддерживала в любой тяжелой ситуации. До сих пор чувствую ее присутствие. Даже когда ее с нами не стало, уверен, она где-то там наверху и присматривает за нами. Кто-то придумывает идола, как мне когда-то предлагали - будь нашим идолом, кумиром. Нет, ребята, не со мной, и только не идолом. Также, как и я никогда не создавал себе кумиров, у меня просто была и есть моя бабушка.

Друзья

Сейчас социальные сети плотно обосновались в нашей повседневности. Мы пишем кому-то, фактически незнакомому, мы проживаем наши жизни в онлайн-режиме, у нас тысячи друзей в Одноклассниках, Фейсбуке, Инстаграме... Но стоят ли эти тысячи людей тех самых нескольких друзей, которых можно пересчитать по пальцам одной руки? Ведь в нашей жизни их действительно не так много. Кто-то с нами проходит всю жизнь, ступив на длинную дорогу еще в детстве. Кто-то приходит гораздо позже, а кто-то неожиданно появляется и также внезапно пропадает. Но важен сам факт появления этих людей, а не то, остались они с нами или нет. Главное, что они накладывают определенный отпечаток. Мне бы хотелось рассказать немного о самых удивительных людях, которые встретились на моем пути.

Вячеслав Яновский - единственный советский Олимпийский чемпион 1988 года среди боксеров, один из ближайших моих друзей и соратников. На протяжении моей спортивной карьеры были рядом. Вместе на сборах, вместе в поездках, на соревнования, вместе же гораздо позднее уехали в Японию. Несмотря на то, что он на 10 лет старше меня, разница вообще не чувствуется. Живой, подвижный, мудрый, и, при всем его спортивном таланте, ругаться не умеет вообще. Любитель хорошей бани, и заваривает он ее по-особенному, по-своему. Мы боксеры вообще любим посидеть попариться, а тут такой банный мастер, всегда задаст жару, и не только соперникам на ринге.

Орзубек Назаров с Вячеславом Яновским

(Фото 5. Орзубек Назаров с Вячеславом Яновским - справа)

Саид Тулаков - президент общественной организации «Авганвет». Кандидат филологических наук, востоковед. Прекрасно знает фарси и английский языки. Воин-афганец, у которого на счету более 2 тысяч прыжков с парашютом. Человек, который фактически предугадывает все твои действия. Он попал в «Книгу Рекордов Гиннеса», как член команды, прыгнувшей массово с парашютом, которая состояла почти из 2 тысяч человек.

Костя Цзю - вообще не нуждается в представлении. Друг, которого ценю и уважаю. Соратник и просто замечательный человек.

Орзубек Назаров с Костей Цзю

(Фото 6. Орзубек Назаров с Костей Цзю)

Вот с такими неординарными и удивительными людьми меня сводила жизнь. Порой не укладывалось в голове, как в одном человеке уживаются такие противоречивые таланты. Часто говорят, что все боксеры «без мозгов». Неправда! Только представьте, сколько вариантов комбинаций надо проиграть во время боя, и все это за доли секунды! Не просто проанализировать, но еще и знать, какую серию ударов провести самому, чтобы защититься, а затем провести нападение. Кроме того, выходя на ринг 5 на 5, мало ответить на удар. Надо предугадать следующую комбинацию противника, провести свою и правильно из нее выйти, не получив ответный удар. Это постоянная тройная цепь в голове, и все это за считанные мгновения!

Недооценивают - пусть! Самые страшные ошибки во время боя - недооценка и при этом самоуверенность. Если допускаешь их, считай, что бой проигран. В жизни все нужно также просчитывать, осознавать, к чему приведет тот или иной поступок.

Когда я был маленьким, и мне было около 12-ти лет, мне в руки попала небольшая книжка о советском боксере. Она меня настолько потрясла, что по сей день помню ее название: «И вечный бой - покой нам только снится». И ведь правда. Чтобы хоть чего-то достичь, надо драться ежедневно, ежечасно. И не с какими-то внешними противниками, нет. Надо драться с самим собой, а это значительно более трудная битва. Каждый раз нужно принимать взвешенное решение, пусть не всегда нам оно нравится, и порой хочется совершить бесшабашный поступок, - не стоит. У каждого в жизни будут свои новенькие боксерские перчатки, которые будут отличным стимулом к кропотливому и упорному труду. Труду, который приведет к победе!

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях Facebook Вконтакте Instagram
Добавил SD 07.12.2018 в 15:37

Похожие темы

Самое читаемое

Самое обсуждаемое