Пять мужчин сидят за маленьким столиком на пляже в Гаване, на Кубе, разговаривают и играют в домино. В их разговоре есть непринужденная серьезность, поскольку они говорят о своей роли в общественно-политическом эксперименте, который сформировал их жизнь и жизнь их собратьев-кубинцев.

Эти люди не являются социологами, политиками или солдатами. Это боксеры, которые в молодости принесли славу своей стране силой своих кулаков и интенсивностью своей гордости. Пять живых свидетелей подъема кубинской школы бокса, продукт кубинской революции, который стал доминирующей силой в любительском боксе.

Мужчины и их беседы служат содержанием «Народных бойцов: Теофило Стивенсона и легенд кубинского бокса», нового документального фильма олимпийского канала, созданного Фрэнком Маршаллом и Питером Бергом.

«Это история Кубы показанная сквозь призму бокса, которая стала гораздо более крупной историей, чем история просто о боксе», - сказал Маршалл, продюсер такой классики, как «Назад в будущее», «Рейдеры потерянного ковчега» и "Цвет Фиолетовый".

15277066925b0ef444ee9f8_1527706692_3x2_md2Зал Рафаэля Трэхо в Старой Гаване, Куба, всё еще принимает молодых бойцов, которые хотят тренироваться боксу. Фото предоставлено olympicchannel.com

Играющие в домино кабальеро - Эмилио Корреа-старший, Хорхе Эрнандес, Армандо Мартинес, Хосе Гомес и Роландо Гарбей. Им 65, 63, 56, 59 и 70 лет, соответственно. За исключением Гарбея, все они выигрывали олимпийское золото. Старший государственный деятель группы выиграл серебро в 1968 году, бронзу в 1976 году, и в итоге стал тренером сборной Кубы.

Скульптурность тел их молодости исчезла, сменившись морщинами и сединой. Несмотря на это, боевой дух, который когда-то сделал их национальными героями, все еще внутри, равно как и гордость за свою родину и достижения. Эти мудрые старики, наряду с другими кубинцами и ведут из первых рук откровенный рассказ о славе и триумфе, которые были их жизнями.

Это стало самым лучшим в случившемся, - сказал Маршалл. После того, как они так долго закрывались, у них действительно появилась возможность рассказать о себе. Это было замечательно. Десять лет назад я даже не мог бы туда приехать.

Берг, чьи режиссерские работы включают «Пятничные ночные огни», «Одинокий выживший» и «День патриотов», совмещал кадры бокса и кубинской революции, создавая монтаж, указывающий на то, насколько они неотделимы друг от друга.

146190782Бывший президент Кубы Фидель Кастро, справа позирует с Теофило Стивенсоном, Sven Creutzmann/Mambo Photo/Getty Images

Танки проходят по улицам Старой Гаваны; молодые боксеры, работающие в тренажерном зале, войска выходящие на берег, винтовки поднятые высоко над головами, кубинский боксер целующий золотую медаль, которую он выиграл на чужбине и Кастро приветствующий его в аэропорту по возвращении.

Это было в течение короткого периода месяца, вскоре после свержения поддерживаемого Америкой диктатора Фульхенсио Батисты в 1959 году и до фиаско в 1961 году. Затем наступил кризис кубинской ракеты и разрыв дипломатических отношений между островной нацией и дядей Сэмом. Кадры восторженного приема советского лидера Леонида Брежнева по его прибытии на Кубу, являются напоминанием о том, насколько горячая была Холодная война, и как спорт часто был полем боя.

Благодаря значительной поддержке со стороны Советского Союза Куба продолжала выпускать высококачественных боксеров независимо от политического климата и американского эмбарго. Главным среди них был Стивенсон, красивый, ростом в 6 футов 5 дюймов тяжеловес с мощью в правой руке. Он был идеальной фигурой для реализации цели Кастро превратить Кубу в непобедимую спортивную державу.

097e68d3caa34896b1e8e82f422c978e1Теофило Стивенсон правой атакуетДжона Тэйта из США в четвертьфинале Монреальских Олимпийсктх игр в 1976 году, на которых Стивенсон выиграл его второе золото. Bob Olsen/Toronto Star/Getty Images

Те, кто не признавали удивительной мощи в правой руке Стивенсона, обманывались. Теофило с легкостью разделался с американскими олимпийскими надеждами Дуэйном Бобеком, Тиреллом Биггсом и Джоном Тейтом.

В отличие от сокрушающего добивания соперников в исполнении Джо Фрейзера, нокаут в исполнении Стивенсона был столь же точным, как выстрел лучника. Чаще всего ему нужен был единственный удар. Те, кого он нокаутировал, чтобы выиграть три олимпийских золотых медали (1972, 1976, 1980), знали про сокрушающую правую Стивенсона, но ничего не могли с ней поделать.

Стивенсон и Кастро составляли довольно странную пару. Фидель был Эль-Капитаном, бородатым и вооружённым огнестрельным оружием лидером кубинской революции, гипнотизирующим экстравертом с мессианскими склонностями. Теофило был Эль-Гран-Кампеон, скромный человек, рожденный в семье бедной семье в Пуэрто-Падре. Он имел добрую внешность и поражал своих врагов не имея к ним ненависти в сердце.

«Мы все сравнивали себя с ним», - говорит Эрнандес. «Я хотел быть как Теофило Стивенсон».

«Он был брат крови для всех кубинцев», - вторит ему Корреа-старший.

Одна из главных сильных сторон «Народного бойца» - рассказ истории с кубинской точки зрения. Повествование гладко и информативно, но не самонадеянно. Мнения людей на земле, которые являются настоящими звездами фильма.

Соединенные Штаты считали, что отношения Кубы с Советским Союзом представляют угрозу, но все походило на то, что кубинцы отчаянно нуждались в простых вещах.

«Советы предоставили нам руку и уважали суверенитет Кубы», - сказал журналист Руденс Темба. «Советский Союз был лучшим другом Кубы в 1960-х, 1970-х и 1980-х годах. Его экономическая поддержка позволила стране выжить».

146190765Теофило Стивенсон справа и , Мухаммед Алив зале Роберто Баладов Гаване, Куба. Бой между двумя кумирами бокса не состоялся. Sven Creutzmann/Mambo Photo/Getty Images

Фильм также предлагает различные точки зрения о несостоявшемся матче между Стивенсоном и Мухаммедом Али. Это была горячая тема после успеха Кубы на Олимпийских играх 1976 года, так ничем и не закончившаяся.

Когда Советский Союз рухнул в 1991 году, экономический трубопровод Кубы был отключен, и страна погрузилась в депрессию, которую они называют «особым периодом». Это была ситуация, которая в конечном итоге привела к тому, что многие из лучших боксеров Кубы покинули свою родину, чтобы искать политического убежища и стать профессионалами. Некоторые отправились в Европу, но большинство приехали в США, где и осели.

Стивенсон умер в 2012 году от сердечного приступа в возрасте 60 лет, любимый герой народа почитаемый как за подвиги в ринге, так и за отказ принять посулы капитализма. Его преемник в боксе Феликс Савон также выиграл три олимпийские золотые медали и решил остаться на Кубе, отказавшись от прибыльных предложений по бою с Майком Тайсоном.

«Иногда кому-то трудно понять, что тогда мы все боролись за убеждения в революционных принципах», - говорит двукратный серебряный призер Олимпийских игр Хуан Эрнандес Сьерра. «У нас были высокие идеи».

Сегодняшние идеи, олицетворяемые Хулио Сезаром Ла Крузом, различны.

«Лично мои ролевые модели - боксеры, которые по той или иной причине не находятся на Кубе» говорит Ла Круз, обладатель золота на Олимпиаде-2016 в Рио в полутяжелом весе. «В те дни мы соревновались за честь, за наш флаг выше остальных. В наши дни люди думают по-другому, и конечно же понимают, что зарабатывать деньги это хорошо».

Деньги остаются проблемой для старых чемпионов на пляже. В свое время они были лучшими в том, что они делали, теперь они изо всех сил стараются выжить засчёт неадекватной ежемесячной стипендии.

«Это не покрывает стоимость жизни», - говорит Мартинес.

«Этого недостаточно, но без этого мы были бы нищими, - говорит Гомес.

Автомобили «Лара» (в 1950-е годы были выпущены на Кубе до революции), которые правительство выделило им выглядят дряхлыми.

«От всего сердца я могу сказать, что я люблю свою машину, потому что это хорошая машина», - сказал Гомес. «Но она старая, она больше не может работать».

Дома, которые они получили, также находятся в аварийном состоянии, у одного из них ветхая крыша недавно рухнула.

«Мы не критикуем революцию, - говорит Мартинес. «Мы любим и защищаем революцию, но есть определенные вещи, которые могли бы быть сделаны по-другому».

В заключительных кадрах документального фильма показаны эпизоды из прошлого об этих старых боксерах и том, как они выглядели тогда. На несколько мгновений они снова стали теми народными бойцами. И тогда пришло время уходить.

Когда они поворачиваются спиной к камере, и обнявшись уходят, приходит мысль, что некоторых из них мы уже никогда не увидим.

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях Facebook Вконтакте Instagram
Добавил SD 27.06.2018 в 19:57

Похожие темы

Самое читаемое

Самое обсуждаемое